КЛАССИКА
А. С. ПУШКИН
ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА
Тема “вольности святой” волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им с небольшими перерывами, но достаточно регулярно (ода “Вольность” – 1817, “К Чаадаеву” – 1818, “Свободы сеятель пустынный…” – 1823, “Птичка” – 1823, “Во глубине сибирских руд…” – 1827, “Анчар” – 1828, “Памятник” – 1836). Итак, попытаемся разобраться, чем же в понимании Пушкина является
В этом отношении программным произведением поэта, как мне кажется, является ода “Вольность”. Написана она вскоре после того, как молодой Пушкин приезжает из Царскосельского лицея в Петербург. Василий Львович, его дядя, вводит будущего великого поэта в столичные литературные кружки, где Пушкин знакомится с вольнолюбивыми людьми. Под впечатлением общения с ними в 1817 году молодой поэт пишет свое первое, но очень важное стихотворение, пронизанное свободолюбивыми мотивами.
Написана “Вольность” в традиционной форме оды, однако к концу XVIII – началу XIX века она уже устарела и подобных хвалебных песен почти никто не пишет. Был, правда, придворный одописец граф Хвостов, сочинявший оды едва ли не каждый день (повод-то всегда можно найти), которого Пушкин не любил и на которого написал не одну эпиграмму (упоминание имени графа можно найти и в “Медном всаднике”).
Итак, Пушкин пишет оду. Его новаторство заключается в том, что он восхваляет не царя, не какую-то конкретную личность, а нечто абстрактное – Вольность. Царей же, которых раньше в одах прославляли, поэт выставляет “тиранами”, “увенчанными злодеями”. Пушкин показывает сцены убийств Людовика XVI и Павла I. На примере этих двух монархов поэт отчетливо дает понять, что и большинство остальных царей – тираны и злодеи. Но, в отличие от злодеев “простых”, корона придает царям статус героев, и их злодейства и тирания превращаются в нечто героическое. Тираны, в понимании Пушкина, – люди, подчиняющие себе других людей, порабощающие их волю. “Самовластительный злодей”, “злодей увенчанный”, “тиран” – разные имена одного и того же лица – монарха, ставящего себя выше закона. По Пушкину, монарх должен подчиняться закону, лишь тогда наступит Вольность:
…Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье…
Причем Вольность нужна всем, как крестьянам, так и дворянам. Ведь если дворяне лично свободны, то морально они порабощены, ибо каждый шаг их должен быть согласован с придворным этикетом. Кроме того, Вольность требует свободы творчества и вообще духовной свободы. Ведь для творческого человека духовная несвобода страшнее несвободы личной.
Итак, для того чтобы наступила Вольность, необходимо соблюдение Закона. Но что же такое “Закон”?
…Владыки! вам венец и трон
Дает закон – а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон…
Это едва ли не главная строфа во всем стихотворении. Она вносит ясность во все воззрения поэта. Да, наследниками становятся благодаря природе: родиться в царской семье – невеликая заслуга. Осознать свою ответственность за народ, за своих подданных, осознать свое избранничество – вот задача монарха. Лишь свершив ряд благодеяний, наследник становится Монархом, наместником Бога на земле. Таким образом, превращение наследника в Монарха происходит только благодаря Закону. И никому: ни народу, ни царю – нельзя проявлять Вероломства, то есть нарушать Закон. Иначе будут происходить все те несчастья, беспорядки, которые описывает Пушкин.
У поэта есть еще немало стихотворений, посвященных теме вольности. Некоторые из них мы здесь еще разберем. В 1818 году Пушкин пишет стихотворение-послание “К Чаадаеву”. Это монолог, обращенный к определенному человеку. Стихотворение написано в духе оды “Вольность” и является как бы ее продолжением. В конце послания поэт выражает надежду на то, что рано или поздно Вольность все-таки придет:
…Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!..
В 1823 году Пушкиным были написаны два стихотворения, посвященных все той же теме. Это “Птичка” и “Свободы сеятель пустынный…”. В первом поэт утверждает, что высшая ценность – свобода, а высшее счастье – даровать кому – то свободу:
…Я стал доступен утешенью,
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать?
Во втором стихотворении – “Сеятеле…” – Пушкин сравнивает народы со стадами овец, а поэта – с пастырем. Автор говорит, что если людям, как овцам, не нужна свобода, если они не понимают, что это такое, нечего и пытаться давать им ее:
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Следующим размышлением Пушкина на эту тему стало стихотворение “Во глубине сибирских руд…”. Написано оно было в 1827 году, после неудачной попытки декабристского переворота. Уже казнены пятеро заговорщиков (Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Алостол), а остальные сосланы в Сибирь. Туда-то и отправляет Пушкин с женой декабриста Трубецкого свое стихотворение (второе название – “Послание в Сибирь”). Поэт уверяет своих сосланных друзей, что борьба велась не напрасно и свою роль в освобождении народа она еще сыграет:
…Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье…
Поэт надеется, что:
…Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
В 1828 году Пушкиным написано стихотворение “Анчар”. Тут автор противопоставляет гармонии, царящей в природе, дисгармонию в человеческом обществе:
…К нему и птица не летит,
И зверь нейдет…
…Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом…
Это ли не пример тирании? Налицо явное подчинение одного человека другому, его порабощение. Но самое страшное заключается в том, что и князь, и, главное, слуга считают такое положение вещей вполне естественным. Князь посылает своего раба к анчару, то есть на верную смерть, но “тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом”. Он приносит своему “непобедимому владыке” яд и умирает, однако князю безразлична его судьба, и
…князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
И заключительным стихотворением в условном цикле “Вольность” является “Памятник” (1836).
В этом, одном из последних, своем стихотворении автор, как бы предчувствуя скорую смерть, подводит итог собственному творчеству и в том числе акцентирует наше внимание на своем тяготении к теме вольности. Он пишет, что “долго будет тем любезен” он народу, что “чувства добрые… лирой пробуждал” и, что главное, “что в свой жестокий век восславил… свободу и милость к падшим призывал…”.
На этом, как мне кажется, можно поставить точку в разговоре о вольнолюбивой лирике Пушкина, приведя напоследок следующие строки, которые имеют непосредственное отношение и к самому Пушкину, ибо, даже находясь в ссылке, он все равно продолжал писать стихи, неугодные царю, в том числе и вольнолюбивые:
…Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен,
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…
ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА