Тема добра и зла – вечная тема в литературе. До тех пор, пока будет жить человек, до тех пор будет идти борьба добра и зла. И всегда, во все времена будут жить люди, проповедующие добро.
Вот и роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен этой теме. Удивительной особенностью жанра этого произведения является то, что он представляет из себя роман в романе. И…….. библейской истории, сочиненной Мастером, ложится на все остальные главы “Мастера и Маргарита”.
Перенесемся же мысленно в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора
Арестованный пытается оправдаться: “Добрый человек! Поверь мне…”. Но Пилат
позвал Кентуриона Крысобоя, который, размахнувшись, ударил бичом и “связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились”. Пилат уверен в своем могуществе. Он убежден, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся.
Именно таким, как он, по его мнению, принадлежит решать: перерезать или нет!
волосок, на котором висит человеческая жизнь. А тут вдруг появляется человек, который смеет ему возражать: “И в этом ты ошибаешься, согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?”. Причем, говорит он эти слова со светлой улыбкой.
И все это приводит в замешательство прокурора. В невинности Иешца Пилат убедился сразу.
Более того, он попытался даже спасти этого бродячего философа: “Слушай, Га – Ноури, ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Или… не…говорил?”.И все же Понтий Пилат совершает зло. Почему? Когда-то он был воином, человеком прямого действия и прямого слова.
Умел ценить мужество, отвагу. И сам не знал страха. Но выслужил высокую должность, стал, так сказать, аппаратным работником.
И переродился. И не за жизнь свою боится Пилат. Он боится за карьеру. Из-за болезни доноса он совершает зло, идет против своей совести.
Он трус, верный пес кесаря. Хотя потом он наказан
бесконечной головой болью и пыткой от воспоминания о той минуте, когда он выдал палачам Иешца. А у Иешца остался его ученик – Левин Матвей, который служит Добру.
Для чего же Булгаков рассказал эту историю о Иешца? Я думаю, что он хотел подчеркнуть, что все, что два тысячелетия назад происходило в Ершалаиме, очень похоже было на то, что видел Булгаков. Во время сеанса черной магии Воланд затевает
разговор со своим ассистентом о том, изменились ли горожане. Выходит не изменились. Времена разные, а суть одна.
Вражда, недоверие к людям инакомыслящим окружают Мастера. То же зло он видит вокруг. Частью этого зла является руководитель
писательской организации, который все оценивает по принципу: “Этого не может быть”. Он “настучал” на Мастера, а когда того посадили в тюрьму, занял и его квартиру. Именно такие, как Берлиоз, травили в свое время и Булгакова.
Но несмотря ни на что, Мастер верит в добро и справедливость. Обнажать и наказывать зло в романе предоставлено шайке Воланда. Но в булгаковской “нечистой силе” есть что-то привлекательное, потому что, обнажая зло, она наказывает людей вовсе не безвинных, выводит их на чистую воду.
Это взяточники, мошенники, дураки-начальники. Иногда читаешь страницы, где речь идет о наказании, так и хочется сказать: “И поделом тебе…”.
Роман “Мастер и Маргарита” и в наше время имеет большое значение.
Тема Добра и Зла очень злободневна сейчас. Чтобы выжить в таких условиях, в которых мы оказались надо быть верным добру, служить ему, творить его, сеять вокруг. Все эти проблемы мы называем нравственными.
И наше поколение само должно решать эти проблемы.
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы