Недавно я побывал на выставке в художественном музее. Скажу сразу, выставка была не совсем обычной. Я не увидел прекрасных пейзажей родной природы, привычных натюрмортов или портретов, передающих характерные черты моделей. В первый момент мне показалось, что в творениях художников, представленных на выставке, воплотилась телевизионная реклама. Честно говоря, трудно было назвать представленные экспонаты шедеврами изобразительного искусства.
За последние десятилетия изобразительное искусство испытало, наверное, наибольшие изменения
Что представляют собой полотна поп-художников? Только на их картинах мы можем увидеть изображения электрического стула, автомобильного столкновения, облаков, похожих на грибовидное облако ядерного взрыва, кресел, спортивных принадлежностей. Для того чтобы понять изображенное, необходимо разобраться с концепцией поп-арта. В первую очередь, поп-арт стремится к тому, чтобы противостоять средствам массовой коммуникации: рекламе, телевидению, кино, комиксам, популярным журналам, – используя их содержание и средства выразительности. По словам поп-художника Романа Лихтенштейна, “поп-арт – это использование коммерческого искусства в качестве предмета изображения в живописи”. Недаром это направление возникло в то время, когда происходило осмысление потребительской идеологии, а вещи стали едва ли не главной ценностью в жизни простого обывателя.
Кино, телевидение, стремясь привлечь многомиллионную аудиторию, апеллируют к наиболее устойчивым человеческим ценностям, к которым относятся: индивидуализм, успех и богатство, власть и послушание, семья и любовь, социальный престиж, материальный стандарт. Рекламные исследования, опирающиеся на психоанализ, рекомендуют показывать в качестве мотива покупки способность вещи удовлетворять подавленные импульсы и желания. Так, бритвенные принадлежности, сигары представляются в качестве символа мужественности, а косметика и белье – символа женственности; средства для удаления пятен, полировки мебели и мытья посуды, электробытовые приборы – как знак прочности семейной жизни; шоколад, ювелирные украшения, вино связываются с любовью, а спиртные напитки, пиво и сигареты ассоциируются со свободой.
Следовательно, рекламный образ включает в себя предмет и миф, придающий ему ценность, – миф, с помощью которого утверждается возможность вещи решать материальные, духовные, социальные и нравственные проблемы потребителя. Например, реклама пива представляет собой ряд чередующихся картинок, сопровождаемых телефонной беседой начальника и подчиненного, который должен был выполнить в командировке определенное поручение. Подчиненный сообщает, что контракт не подписан, потому что возникли непреодолимые препятствия, а клиент оказался несговорчивым. При этом звуковой ряд сопровождается изображением дорогого номера гостиницы, из окна которого открывается вид на ночной Париж и Эйфелеву башню. Эти образы символизируют романтику, любовь, но отнюдь не плодотворную, кропотливую работу. Завершающая картина – два бокала с янтарным пенящимся пивом и голос начальника, сообщающий, что в следующем году подписывать контракт поедет он. Итак, пиво в данном случае выступает как символ свободы, романтики, любви. Таким образом, товары, вещи, которые можно купить в ближайшем магазине или супермаркете, создают атмосферу счастья. Реклама стремится внушить, что с помощью вещей может быть решена любая проблема, ее искусственный оптимизм как бы дает гарантию безопасности и защиты от всего тревожащего и угрожающего заведенному порядку вещей.
Не стоит лишний раз напоминать о назойливости рекламы: каждый день мы видим тысячи рекламных объявлений в журналах, газетах, по радио, телевидению, на рекламных плакатах, щитах. Из-за такой информационной назойливости мы начинаем видеть и воспринимать предмет не сам по себе, а сквозь призму рекламных образов. Поп-арт являет собой новый прием символизма, основанного на выявлении представлений, сформированных массовыми процессами. Он подчеркивает униформность обыденного сознания, его “стадность”. Человек для поп-художников – это существо, заполненное социальными стереотипами, которые направляют его поведение. Предмет изображения в поп-арте не человек, а стереотип, имидж или образ. Полотно должно стать тем местом, где силой художественного преображения гадкие утята – предметы индустриального производства – превращаются в лебедей от искусства. При этом от вещи отделяется миф, и таким образом вещь приобретает свое истинное значение.
Например, изображение сигареты на полотне одного из художников, взятое из комикса и очень сильно увеличенное, лишает представленный предмет ассоциации с мужественностью. Интересна картина, изображающая автомобильную катастрофу. При этом привлекает внимание не столько само изображение, сколько материал, используемый для его создания. Это отходы промышленного производства, иногда деформированные: различные шестеренки, часть бампера автомобиля, элементы разбитых фар.
Трудно утверждать, что произведения поп-арта могут позитивно повлиять на процессы, происходящие в жизни и сознании наших сограждан. Как мне показалось, эти творения скорее идеализируют рекламу, вещизм, возводя все это в ранг высокого искусства. Однако после посещения этой выставки у меня появилось огромное желание выйти на улицу, прогуляться по осенней аллее и полюбоваться окружающей природой – произведением, созданным непревзойденным гением, имя которого мы не знаем и вряд ли когда-либо узнаем.
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ