В ЧЕМ ТРАГИЗМ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА?
Жизнь и творчество великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева совпали с трагическими событиями в истории страны и всего мира. Война 1812 года, восстание декабристов, революции в Европе в 1830-м и 1848 годах, Русско-турецкая война, реакционное движение в России, польское восстание, поражение России в Крымской войне, Парижская коммуна. Не менее трагически сложилась и жизнь самого поэта: гибель великого Пушкина, оставившая глубокий след в душе Тютчева, пожар на пароходе “Николай
Но поэзия Ф. И. Тютчева не была простым описанием тяжелых исторических и личных событий. Под влиянием всего пережитого поэт старался поэтически переосмыслить мироустройство, запечатлеть в стихах жизнь природы, трагизм человеческого существования, величие космоса, хаоса и любви, нарисовать яркую картину современной ему переломной эпохи, чреватой трагическими социальными катастрофами.
Трагизм мировосприятия поэта нашел выражение во всей его лирике. О чем бы ни писал Тютчев – о жизни природы, о человеке и мире, о любви, об исторических событиях, о сущности человеческой жизни, – все его стихотворения были овеяны чувством неотвратимости катастроф:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою…
Образы бурь и гроз – наиболее часто встречающиеся в поэзии Ф. И. Тютчева. Они символизируют неизбежность социальных потрясений, являются предвестниками обновления и гибели мира.
Восприятие поэтом мира природы часто противоречиво. То он радуется весело бурлящим волнам, восхищается торжественным приходом весны, наслаждается упоительными запахами лета, то утверждает, что природа – “сфинкс”, который “своим искусом губит человека”. Очень часто встречаются у Тютчева мысли о хаосе, заключенном в природе:
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем ты сетуешь безумно?
Что значит страшный голос твой:
То глухо жалобный, то шумно?
Лирический герой мечтает соединиться с “беспредельным”, но в то же время страшится заключенной в хаосе неизвестности. Ночное завывание ветра пугает его, обнаруживая страшные силы бездны:
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!..
Погружаясь в мир природы, автор часто испытывает ни с чем не сравнимую радость и умиротворение:
Смотри, как днем туманисто-бело
Чуть брезжит в небе месяц светозарный,
Наступит ночь – ив чистое стекло
Вольет елей душистый и янтарный!
Но в его стихотворениях всегда незримо присутствуют “тени сизые”, напоминающие о том, что неизбежно наступит момент угасания, увядания и умирания.
Противоречивой двойственностью отмечена у поэта не только природа, но и мир человеческой души. Лирический герой Тютчева одновременно и раб, и властелин; он и слаб, и силен; и терпелив, и мятежен; исполнен и смирения, и тревог. Жизнь человека наполнена всевозможными чувствами, событиями, мечтами и достижениями. Но при этом она трагична и бессмысленна перед ночной бездной:
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
Лирический герой все острее чувствует свое одиночество в человеческом обществе, где “мысль изреченная есть ложь”, где слово не может объединить людей, и потому личность обречена на вечную немоту:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне…
Сердце не может высказать себя, потому что никто его не поймет, и лирический герой остается все таким же одиноким, сознавая, что “времени поток бежит неумолимо”, и если даже соединяет людей на короткий миг, то только затем, чтобы тут же разлучить навсегда. Мир в поэзии Тютчева предстает не только как власть мертвящего и бесформенного хаоса, наступающего на гармонию, не только как проявление трагического рока, но и как некая катастрофа, при которой бьет последний час природы, гибнет Вселенная, уничтожается пространство и распадается время:
Когда пробьет последний час Природы,
Состав частей разрушится земных,
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
Лирический герой Ф. И. Тютчева физически ощущает себя накануне Апокалипсиса, нового потопа, на краю бездны и в обстановке наступающего безумия. Ощущение открывающейся бездны, хаоса, “палящего летнего зноя”, рокового начала присутствует и в любовной лирике поэта. Безграничное счастье чаще всего оборачивается трагедией, а властное влечение к душе родной превращается в “поединок роковой”, в борьбу неравную “двух сердец”:
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…
Стихотворения о любви часто наполнены тайным, еле уловимым светом, светом чистого, влюбленного сердца. Но чаще всего это “прощальный свет”, несущий в себе все ту же грусть, все то же чувство безысходности, предопределенности и кратковременности всего на этой земле.
Мраком ночи окутаны и исторические произведения Тютчева, в которых он рисует “почившие” в “вечном прахе” миры и города, “волшебные, но отжившие”.
В произведениях поэта мы не увидим “вечных городов”, восхищающих своим величием и красотой. Мы становимся свидетелями не столько славы великих империй, таких, например, как Рим, а скорее “ночей Рима”. Перед нами предстают зрелища “бурь гражданских и тревоги” и заката “звезды кровавой”. И все трагичнее представляется нам та “кровавая и мрачная пора”, когда сыны Земли, “простертые в пыли, лобзали рыцарскую шпору”.
Даже события 14 декабря 1825 года поэт освещает с неожиданной, пугающей своей трагичностью, стороны:
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена,
И ваша память для потомства,
Как труп в земле, схоронена.
Самовластье поэт определяет здесь как “вечный полюс”, который невозможно растопить, как “вековую громаду льдов”, как “зиму железную”. Лихорадочными, бурливыми волнами проносятся над страной революции, перевороты, войны, и лирическому герою остается только надеяться на то, что когда-нибудь “волне гремучей” надоест воевать. И все-таки отчаяние и трагическое сомнение чувствуется в размышлениях поэта о будущем родной земли:
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты. когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
Растленье душ и пустота.
Что гложет ум и в сердце ноет,
Кто их излечит и прикроет?..
“Самой ночной душой русской поэзии” называл Ф. Тютчева А. Блок. И действительно, таких вселенских масштабов проявления трагического мировосприятия не знала отечественная литература ни до, ни после него.
Вся поэзия Тютчева – великая драма человеческой и вселенской жизни, “томительная ночи повесть”, “пророчески прощальный глас” поэта, которому “среди всемирного молчанья” все так же “внимают” тысячи людей. И пытаются понять истоки такой трагической обреченности, звучащей в его творчестве:
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак, на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
В ЧЕМ ТРАГИЗМ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА?