Сатира в творчестве В. В. Маяковского играет серьезную роль. Поэт считал, что только сатирические строки способны помочь в борьбе с человеческими и общественными пороками: бюрократизмом, лицемерием, ханжеством, мещанством, чинопочитаением и другими, многие из которых, несомненно, актуальны во все времена.
Не являются исключением они в современной нам России, причем бюрократизм и чинопочитание в настоящий момент достигли огромных масштабов. В своих стихах Маяковский активно борется против тупого мещанства, так как именно в мещанской пошлости
В одном из своих первых стихотворений – “О дряни” – автор заявляет, что “страшнее Врангеля обывательский быт”. Во многих своих сатирических стихотворениях на эту тему поэт сумел раскрыть сущность мещанства, показать его духовное убожество, эгоизм. Эти герои повседневной жизни волнуются только о положении в свете, о “прибавке к тарифу”, об “уютных кабинетах и спаленках”:
Со всех необъятных российских нив,
С первого дня своего рождения
Стеклись они,
Наскоро оперенья переменив,
И засели во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
Крепкие, как умывальники,
Живут и поныне – тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
Грубоватое озорство Маяковского может оправдать и понять любой современный читатель, которому издевки советского поэта наверняка покажутся очень меткими и правдивыми, потому что многое из услышанного кажется таким знакомым. Особую ненависть к себе Маяковский вызывает у тех, кого тот откровенно обвиняет и высмеивает. Недовольны им лицемеры-угодники, сплетники, трусы, “служаки” и тому подобные негодяи.
Примечательно то, что названия сатирических стихотворений Маяковского точны, кратки и остры: “О дряни”, “Подлиза”, “Ханжа”, “Блэк энд уайт”, “Прозаседавшиеся”, “Нате!”, “Вам”, “Гимн судье” и другие.
В них поэт четко противопоставляет свою гражданскую позицию той позиции и манере поведения, которые он жестко критикует в стихотворении “Блэк энд уайт”. Здесь Маяковский обнажает неравенство, пронизывающее все области капиталистического мира (на примере расовой дискриминации), которое выделяется в четкий контраст белого и черного: “у белых – доллары, у черных – нет”. В этом мире изначально установлено и усвоено, что лучшее, качественное, вкусное и красивое – для белых и богатых, а бедным и чернокожим уготована в этом мире лишь черная работа да “изломанная жизнь”:
Белый ест ананас спелый,
Черный – гнилью моченый.
Белую работу делает белый,
Черную работу – черный.
Буквально в нескольких строках поэт передает свое отношение к такому несправедливому устройству жизни. В сатирических строках изображена “рай-страна Гавана”, “страна что надо”, и тут же четкое авторское противопоставление – на фоне “райской жизни” читатель видит бедного негра Вилли, жизнь которого безрадостна, поэтому “волос у Вилли вылез”, а “живот у Вилли влез”.
К сожалению, эта картина очень напоминает нам нынешнее положение в стране, которая также стала капиталистической, когда стала отчетливо видна грань между жизнью богатых и бедных.
Можно по-разному относиться к смелым обличительным словам Маяковского и его творчеству в целом, но невозможно не заметить, что это крик души поэта-гражданина, безумно любящего своего родину, поэта, который идет вперед и ведет за собой, помогая своим искусством “выволочь” страну из грязи, чтобы жить лучше. Маяковский не мог и считал недостойным поэта писать “сладенькие” стихи тогда, когда страна серьезно “болела”.
В чем актуальность сатирических стихов В. В. Маяковского в наши дни?