Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова

“Поднятая целина” М. А. Шолохова была рождена жизнью великой эпохи и вошла в историю литературы как правдивая летопись времени великого перелома, неотразимо воздействующая на умы и сердца миллионов людей. Роман писался “по горячим следам событий, в тысяча девятьсот тридцатом году, когда еще были свежи воспоминания о событиях, происходивших в деревне и коренным образом перевернувших ее: ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы”.

В “Поднятой целине” отражаются

события, которые происходили на Дону в разгар коллективизации. В романе показана жизнь народа в переломное время. Рушился старый порядок, основанный на власти собственности и единоличном хозяйстве, складывались новые начала коллективного хозяйствования крестьян.

Происходил сложный и мучительный процесс ломки привычного уклада. Шолохов находит близкую формулу, характеризующую состояние жизни хутора: “Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием”.

Хутор живет тревожными ожиданиями. Этим настроением проникнуты первые страницы романа. Появление таинственного всадника, въехавшего в хутор под покровом опускающихся сумерек, не ослабляет смутного предчувствия обновления жизни. Но как только Давыдов на вопрос любопытствующего старика ответил, что приехал “насчет колхозов”, тот немедленно повернул от крыльца.

В жизнь хутора вторглось что-то новое, незнакомое.

В Гремячем Логу каждый по-своему выражал отношение к колхозам, понимал, что наступают серьезные перемены.

Любишкин, бывший красный партизан, встречает весть о создании колхоза с радостью, ибо уже давно понял, что, если жить по-старому, из нищеты и кабалы не выбиться. А хозяйственный Кондрат Майданников неспешно все сначала взвесил, прежде чем прийти к решению о вступлении в колхоз. В своей речи на собрании он рассуждает: “Можно мне так дальше жить?.. Какое ж вы, вашу матушку, имеете право меня от колхоза отговаривать, отпихивать? Неужели мне там хуже этого будет?

Брешете! И всем вам так, какие из середняков”.

Яков Лукич Островнов, этот, по определению председателя сельсовета Разметнова, “культурный хозяин”, с ненавистью поверяет бывшему офицеру Половцеву: “Конец приходит нашей жизни. Наживал, пригоршни мозолей да гроб нажил, а теперь отдай все в общий котел, и скотину и птицу, и дом, стало быть?”

Зато краснознаменец Нагульнов взволнованно признается Давыдову: “Это – даже верная мысля: всех собрать в колхоз. Это будет прелесть, а не жизнь! Но казаки – народ закостенелый, я вам скажу, и его придется ломать…”

Обитатели Гремячего Лога предстают перед нами в массовых сценах: на собрании, на полевом стане, во время “бабьего бунта”, при распределении реквизированного у кулаков имущества. В сценах, связанных с важными событиями жизни Гремячего Лога, наиболее рельефно отражаются те перемены, которые пришли в деревню. Шолохов рисует внешний облик массы, воспроизводит голоса и реплики людей, высвечивает их лица и жесты.

Все это создает целостный образ обитателей хутора.

Коллективизация в “Поднятой целине” изображается как всенародное движение, как процесс социального обновления жизни. Массовые сцены отражают глубочайший переворот, происходящий в социальном укладе жизни, в отношениях людей, в духовном мире человека.

Трудным было расставание с привычным укладом жизни даже у Кондрата Майданникова, этого работящего земледельца и рачительного хозяина. Шолохов исследует психологию людей, участников преобразования деревни, показывает драматизм и сложность их переживаний. Хотя Майданников в своей речи на собрании доказал экономическую выгоду колхоза, но ему было нелегко отвести собственных быков на общественный двор.

Ночь накануне вступления в колхоз была у него бессонной.

Шолохов проявляет особо активный интерес к таким фактам народной жизни и психологии казаков, которые предвещают успешное осуществление преобразований. Исконная любовь к труду, уважение к работящему человеку являются коренной чертой народной психологии. Труд, а не собственность – решающее начало крестьянской жизни. Поэтому, расставаясь с прошлым, размышляя о будущем, Майданников прежде всего озабочен тем, чтобы организовать работу в колхозе, увлечь ею людей. Колхоз был только организован, а уже добровольная работа кузнеца Ипполита Шалого поощряется премией.

Примечателен, однако, не только сам факт премирования, но и то, что среди колхозников это вызывает горячее одобрение.

Когда бригаду Любишкина упрекнули в вялой работе на пахоте и Давыдову пришлось своим примером доказать возможность выполнения установленных норм, Антип Грач, которого тоже коснулись упреки, с достоинством и легкой обидой заметил: “Наша порода в работе не из последних”.

Молодежь стремится раскрыть духовное богатство простого человека труда, красоту его нравственного мира, скрытых подчас за внешней скованностью жестов, грубостью языка. Таковы в романе Кондрат Майдан-ников и Любишкин, Ипполит Шалый и Антип Грач, Иван Аржанов. Изменяющаяся обстановка в жизни хутора способствует проявлению их лучших качеств.

Интересен в этом отношении образ Ивана Аржанова. Неказистый на вид, он производил впечатление человека угрюмого и замкнутого. Каково же было удивление Давыдова, когда упорно молчаливый возница наконец заговорил. Знаменательно то, что впервые Аржанов открыл душу Давыдову, с появлением которого в жизни хутора произошли изменения, замеченные этим наблюдательным человеком и оставившие следы в его давно уже закрытом наглухо от людей сердце.

Хотя беседа Давыдова с возницей не утрачивала шутливого оттенка, становилось все явственней, что за иносказаниями Аржанова скрываются суждения, затрагивающие серьезные проблемы.

Шолохов нарисовал в “Поднятой целине” историческую, правдивую картину жизни народа в дни глубоких преобразований, которые коснулись экономического уклада и социальных отношений в деревне, сознания и психологии миллионов людей



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова