При слове “эпос” у многих в воображении возникают бескрайние просторы, где происходят исторические события, действует огромное количество участников, описываются сцены исторических сражений, чередующиеся с картинами частной, личной жизни.
В действительности эпос конкретен и легко обозрим. Веда в “Илиаде” показана далеко не вся Троянская война, и в “Войне и мире” тоже довольно ограничен круг действующих лиц. Эпос всегда рассказывает читателю о ярких личностях, живших в эпоху больших исторических событий и активно в них
В романе “Тихий Дон” есть главный центр описываемых событий – хутор Татарский, где живет семья Мелеховых, далее по ширине обхвата идет станица Вешенская, а затем – земля Войска Донского. Как бы далеко от этих мест судьба ни забрасывала героев, они всегда в памяти читателя.
Роман начинается с истории непростой любви молодого казака Григория Мелехова и замужней казачки Аксиньи. Перед читателем – яркая картина предвоенной жизни донского казачества.
Во второй и третьей книгах “Тихого Дона” описаны события первой мировой войны, последующих революционных лет, огромное количество исторических образов, фактов, эпизодов. Автор погружает читателя в атмосферу июльских дней в Петрограде, заговор Корнилова, дает картины исторических совещаний, сокрушительных военных атак, показывает работу большевиков-подпольщиков. Как в огромном зеркале, отражен великий исторический перелом в судьбе огромной России. В романе множество лирических отступлений, среди которых потрясающая по силе картина плача двух матерей над телами своих сыновей: казака-повстанца и красноармейца.
Но все же, когда донцы находятся вне своей земли, они не столь интересны. Зато, когда гражданская война врывается в эти края, когда сын мстит за отца, а друзья становятся врагами, – все обретает эпическую наглядность. Действие романа опять разворачивается в конечном, легко обозримом мире.
Масштаб событий, происходящих в романе, огромен. Читая роман, мы видим, как целые армии вдруг покидают фронт и расходятся по куреням. Потом казаки опять бросают свои хозяйства, вновь собираются и, выбрав себе полководцев, становятся грозным боевым войском. Сложные, неожиданные судьбы, неожиданные невероятные жизненные повороты. Беспартийный батареец Подтелков предъявляет ультиматум Военно-революционного комитета войсковому атаману Каледину и затем, избранный председателем Донского Совнаркома, героически погибает при попытке мобилизовать полки бывших фронтовиков. С другим подлинным историческим персонажем, Яковом Фоминым, читатель знакомится сначала как с дезертиром, покинувшим фронт. Петр Мелехов долго помнит “мерцающий влажный взгляд Фомина и тихое: “Невтерпеж, братушка”. Вскоре Фомин – уже влиятельный красный командир, о котором Штокман говорит с уважением, и, наконец, в конце романа он – главарь банды, куда попадает Григорий, скрываясь от Дончека.
Страшное это было время. Смелая, сказанная вовремя речь могла остановить бунт или привести к потере собственной головы (Подтелков). Веда не один Григорий Мелехов, а великое множество смелых и вольных людей должны сделать решающий выбор. Трудно было понять простому казаку, где истина, на чьей стороне правда. Кровь обильно проливалась обоими лагерями.
…Хутор Татарский. При виде родного угла у его жителей перехватывает дыхание. Заклятые враги – Митька Коршунов и Михаил Кошевой – одиноко и тоскливо бродят по пепелищам своих домов, у обоих страшный счет к противнику – убиты самые близкие им люди.
Первый вопрос, с которым обращались вернувшиеся казаки к членам семьи, оставшимся в курене, был такой: “Как хозяйство? Скотина?” И это неудивительно: веда в работе по хозяйству проходила вся жизнь этих людей. Они привыкли рассчитывать только на себя, своим горбом зарабатывать свой хлеб.
Четвертая книга эпопеи Шолохова, по свидетельству всех критиков, – сильнейшая, она практически полностью посвящена жизни хутора. Но именно здесь роман делается по-настоящему эпичным. Мастерство Шолохова проявляется во всей своей силе и мощи там, где он оставляет читателя с любимыми персонажами.
Поразителен по простоте и человечности, но чудовищен по своей сути эпизод, когда суровая Ильинична – мать убитого Петра, ненавидящая Кошевого (жениха дочери), неожиданно для себя, пораженная видом больного Кошевого, пододвигает ему тарелку, доверху налитую молоком, со словами: “Ешь ты, ради бога, дюжей! До того ты худой, что и смотреть-то на тебя тошно… Тоже жених!” Мать и убийца ее сына, сидящие за столом, – это ли не сцена из античной трагедии. Сколько в ней накала и скрытой страсти.
В эпическом романе частная жизнь эпического героя и есть история. Так, метания между несколькими правдами, переходы из лагеря красных к белым и обратно – не только факты биографии казака Григория Мелехова. Его образ интересен как раз тем, что в нем отражены сомнения донского казачества, являясь частью живой, современной истории. Даже сугубо личное – любовь к замужней Аксинье – определяет свободу выбора, исконную черту казака, способного противопоставить устоям своей же казацкой морали. В роду Мелеховых уже был такой человек – дед Григория. Именно он первый противопоставил свой выбор всему хутору и смело отстаивал его.
Казак в переводе с тюркского значит “вольный человек”. Свободным человеком, умеющим, если надо, отстаивать свою независимость с оружием в руках, предстает перед нами дед Григория – Прокофий Мелехов. Его внук – Григорий по силе духа не уступает деду. Он пленяет читателя красотой души своевольного, простодушного человека, для которого мир легко обозрим, всякое нарушение справедливости наглядно, причины зла очевидны. Он вырос в мире конкретных, понятных вещей и обстоятельств. Это тоже из эпоса, где еще нет безличных, абстрактных отношений между людьми.
Противостояние Григория Мелехова и Степана Астахова – противостояние двух эпических характеров. Пусть кругом ад войны, гибнут империи, совершаются революции, они – активные участники всех этих событий – продолжают стоять друг против друга и помнить про непогашенный счет. Когда обстоятельства сталкивают их, они всегда готовы схватиться за оружие, чтобы разрешить этот спор. Борьба за сердце Аксиньи – их личное дело и дело огромной жизненной важности.
Противостоянию мужчин не уступает по силе поединок женщин: Натальи и Аксиньи. Есть нечто величественное в том пренебрежении к социальным бурям, которое демонстрируют обе соперницы, когда речь идет об их чувстве к Григорию. Для этих женщин любовь не частное дело, о котором можно забыть в столь грозные времена. У них нет чувства приниженности своей жизни по сравнению с величием происходящих событий. Они как бы вровень с ними.
Поэтому для Натальи факт новой встречи Григория с Аксиньей – событие более важное, чем исход гражданской войны. Плач и проклятие Натальи, призывающей смерть отцу ее детей, – сцена, достойная античной трагедии. Темная туча и раскат грома, распростертая на земле плачущая женщина – это поистине эпическое единство человека и природы, как и черное солнце, которое увидит над собой Григорий в час смерти Аксиньи.
Природа в романе сопровождает не только кульминационные моменты судеб героев. Она сопутствует всем битвам и любым трагическим потрясениям. Пейзаж в “Тихом Доне” выражает оптимизм, готовность природы еще и еще, бесконечное множество раз, рождать будущее. Что бы ни делали люди, природа вечна и неизменна. Это прекрасно чувствуют герои Шолохова, умеющие слышать шум леса и любоваться голубым небом. В трудные минуты они припадают к земле, словно наливаются силами от нее. Нет большего счастья для провоевавшего семь лет Григория, как пройти за плугом по свежей борозде, – мечта так и не осуществившаяся для него.
Роман и завершается эпической картиной – отец с сыном на руках около родного дома.
“ТИХИЙ ДОН” – РОМАН-ЭПОПЕЯ (вариант 2)