“Лишь трава растет на земле, безучастно приемля солнце и непогоду, питаясь земными жизнетворящими соками, покорно клонясь под гибельным дыханием бури. А потом, кинув по ветру семя, столь же безучастно умирает…”
М. Шолохов
Народ никогда не оставался безучастным к своей судьбе. Стремление к лучшей жизни вынуждало быть в постоянном поиске правды. А, как известно, одной правды не бывает.
И когда они сталкиваются, такие периоды в истории навиваются переходными.
Мир узнал о донских казаках из романа-эпопеи М. Шолохова “Тихий
Наверное, поэтому нам, живущим в перестроечный период, необходимо прочитать и иначе осмыслить это произведение.
Шолохову удалось события истории раскрыть через действия и судьбы простых казаков. Ломка и перестройка сознания – мучительный процесс. Не все сразу могут определиться в борьбе идей, чья линия верней, что происходит в силу неоднозначности человеческой натуры. В такой ситуации трудно не растеряться, не метаться из лагеря в лагерь, что и происходит с главным героем – Григорием Мелеховым, олицетворяющим образ народа.
Не случайно по своему социальному положению он середняк – самая многочисленная часть крестьянства. Он представляет “третью силу” в классовой борьбе. В Мелехове борются исконные человеческие чувства – труженика и собственника. Он сознается прямо: “…ничего я не понимаю…
Мне трудно в этом разобраться… Блукаю я, как в метель в степи…” В его колебаниях кроется трагедия, усиленная тем, что представители разных “правд” любой ценой, ценой человеческих жизней, братоубийственной войны стремятся к победе. Это Григорий не приемлет, это не может уложиться в его сознании.
Народная жизнь с ее вековыми традициями и установившимися нравственными нормами осуществляла общечеловеческий контроль над всеми видами самопознания, утверждая, что жизнь человеческая священна. Она не может быть средством чего-то. “Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти – надо человечью правду блюсть”, – учил дед Гришана козаков. Оставайтесь людьми, чтите законы человеческого общежития, призывают персонажи романа.
Ильинична внушает Григорию: “Ты и… бога, сынок, не забывай!” Да и сам он жалуется брату: “Я, Петро, уморился душой… Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой…” А самому Мелехову хотелось другого: “…хотелось убирать скотину метать сено, дышать увядшим запахом донника… Мира и тишины…”, так как внутренняя жизнь устремлена к добру.
Разошлись пути Мелехова и его бывшего друга М. Кошевого, который идет к той же цели – правде, но другим путем. Он определил его раз и навсегда. В сердце кипит ненависть к сытым, в борьбе он ожесточился и непримирим к врагам. Нет жалости к тем, кто против народа, не дрогнувшей рукой убивает Петра Мелехова, обрекает своих же соседей-хуторян на расстрел, составляя списки врагов. Натерпелся он как голытьба с детства, да и мать его казаки зверски убили: “жгучей ненавистью оделось Мишкино сердце.
Он уже не раздумывал, не прислушивался к невнятному голосу жалости…”, “он с тремя товарищами выжжет дворов полтораста станицы Каргинской”.
Не остались в долгу богатые казаки, которые своего, горбом нажитого добра не захотели отдать голытьбе. Они не приняли большевистскую правду. Мирон Коршунов, отец Натальи, бывший атаман, кулак, прежде всего хозяин, работал вместе со своей семьей так, что кости трещали, умел вести хозяйство, а теперь все голытьбе отдать?
Погибает, но такую правду не приемлет.
Интересно, что в романе нет четкой грани между своими и врагами. Все люди, и их нужно понять, но как опасно на фоне множества “правд” идеализировать нетерпимость. Нетерпимость нужно проявлять к таким, как Митька Коршунов – палач, садист, который вызывал ужас и омерзение у врагов и близких.
Шолохов с любовью и подробно описывает картины казачьего быта, чтобы показать жизнестойкость, стремление сохранить вечные, чувства, как сама природа, несмотря на революционный вихрь событий, который все сметает на своем пути. Символичен конец романа “…вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”
Что только не вынес наш многострадальный народ, и что еще ему предстоит перенести! Нравственные устои – вот тот стержень народного самосознания, позволяющий истерзанному экспериментами народу, обойденному и “справа” и “слева”, залечить свои раны, и с надеждой, слабой, но надеждой, устремить свой взгляд в будущее.
“Тихий Дон” М. А. Шолохова – роман о судьбах народа в переломную эпоху