Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе “История одного города” беспощадно изображает российскую действительность. В образах градоначальников воплощены основные, наиболее устойчивые отрицательные черты реальных правителей и градоначальников. Для их изображения автор пользуется такими литературными приемами, как сатира и гротеск, полный намеков и недомолвок эзопов язык, открытая насмешка, ирония и сарказм.
Первый градоначальник, с которым сталкивается читатель на страницах произведения в главе
Следующий портрет – градоначальник Двоекуров.
“Он ввел медоварение и пивоварение, сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Начал различать два сорта сечения: сечение без рассмотрения и сечение с рассмотрением”. Все его нововведения – сплошные глупости, не приносящие никакой практической пользы.
Далее негодование Салтыкова-Щедрина обрушивается на следующего героя – Василиска Бородавкина.
Этот активный и неугомонный начальник начал “войны за просвещение”, которые стали вершиной его ограниченной, бестолковой деятельности.
Он вводил различные указы: первый был за обязательное употребление горчицы, второй имел своей целью разъяснить глуповцам пользу от устройства под домами каменного фундамента, третий возник вследствие отказа обывателей разводить персидскую ромашку, и четвертый, наконец, был вызван разнесшимся слухом об учреждении академии.
Вполне естественно, что вместо академии был основан съезжий дом. На этом и закончились все “войны за просвещение”.
Образ следующего градоначальника – Прыща – не менее интересен в своей никчемности и непригодности к каким-либо действиям. “Я человек простой-с и не для того сюда приехал, чтобы издавать законы-с. …у меня есть план…отдохнуть-с”. Начальник оказывается бездельником и тунеядцем. В довершение следует сказать, что у Прыща оказалась фаршированная голова, которую с большим аппетитом чуть позже съел предводитель дворянства.
Символические образы пустой головы Брудастого с органчиком и фаршированной головы Прыща, используемые автором, служат для того, чтобы подчеркнуть вековую российскую беду: с головы, от начальников, правителей и руководителей, идет то зло, которое обрушивается на простой народ, делает его жизнь невыносимо пустой и тягостной.
Завершает ряд портретов градоначальников Угрюм-Бурчеев – “апофеоз” всех негативных черт и качеств.
Угрюм-Бурчеев предстает в произведении ярчайшим примером тупости, ограниченности и “идиотизма”. Он ведет аскетический образ жизни, его удивляют любые проявления чувств и эмоций. Градоначальник Угрюм-Бурчеев – это само безличие, “отверженное и вполне успокоившееся в самом себе идиотство”. Этот деятельный правитель все свои реформы проводит в соответствии со своей теорией нивелирования, уравнивания, что явно идет против людей и природы.
Идеал мироустройства для него – большая казарма, он хотел бы сделать жизнь людей строго однообразной, до предела распланированной, бессмысленной и совершенно лишенной радостей. Разумеется, современники тут же поняли, что за описанием Угрюм-Бурчеева скрывается вполне реальный прототип – Аракчеев…
Произведение оканчивается глубоко символичным образом – образом мистического “Оно”, некоего смерча, сметающего все на своем пути. “Земля затряслась, солнце померкло… Неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца… Оно пришло…”.
Налетевшее на Глупов “Оно” стерло с лица земли Угрюм-Бурчеева, из чего можно сделать вывод о том, что природа русской души все же победит косность и тупость любых градоначальников.
Типы градоначальников в “Истории одного города”