Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Говоря о неоспоримой гениальности Достоевского, М. Горький сравнивал его по силе изобразительности и таланту с Шекспиром. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной и психологической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека.
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – это произведение, посвященное истории
Мы все глядим в Наполеоны:
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова – это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел их преступить, согласно религиозным понятиям, способен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое – главное преступление – перед Богом, второе – убийство – перед людьми, причем как следствие первого.
На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его к жизненному краху. Теория эта стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: “Цель оправдывает средства”. Собственно говоря, это высказывание также является и квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом, однако, он постоянно мучится одним вопросом: имеет ли он право переступить юридические законы? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через любые препятствия, если для воплощения в жизнь его идеи (“спасительной, может быть, для человечества”) это требуется.
Итак, “обыкновенный” или “необыкновенный” человек Раскольников? Этот вопрос его волнует более старухиных денег. Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольникова, и в конце концов заставляет отказаться от нее и своего героя. Писатель следует той же логике, с помощью которой Раскольников пришел к убийству. Можно сказать, что сюжет имеет зеркальный характер: сначала преступление христианских заповедей, потом убийство; сначала признание убийства, затем постижение идеала любви к ближнему, истинное раскаяние, очищение, воскрешение к новой жизни.
Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья – краеугольный камень философии Достоевского. Он любуется страданием, носится с ним, по выражению Разумихина, как курица с яйцом. Достоевский, веря в искупительную, очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.
Проводником философии Достоевского в романе “Преступление и наказание” является Соня Мармеладова, вся жизнь которой – самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до своего нравственного уровня, помогает ему превозмочь самого себя и возродиться.
Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шопенгауэра. Ницше создал теорию “белокурой бестии”, “сверхчеловека”, которому все позволено. Позднее она легла в основу фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейха, принесла неисчислимые бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имела и имеет огромное общественное значение.
Достоевский показал внутренний, духовный конфликт героя: рационалистическое отношение к жизни (“теория о сверхчеловеке”) вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным “я”. А человеком среди людей можно остаться, если победит духовное “я”.
ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА: “ТВАРИ ДРОЖАЩИЕ” И “ПРАВО ИМЕЮЩИЕ” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)