Теория Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

Федор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе “Преступление и наказание” такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодежи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения.

Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство,

проституция – пороки, порожденные социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Зарождение идеи

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учебу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием.

Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи “О преступлении”, написанной им для газеты. Увлеченный идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

Право сильной личности на преступление

Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных “имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”. Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс.

Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов.

Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они “право имеющие”. Остальная масса людей – материал, “служащий единственно для зарождения себе подобных”.

Проверка теории жизнью

Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершенное молодым человеком – проверка теории на себе. “Избранный” легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать все человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет все по своим местам.

Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучен от общения с родными людьми, обречен на одиночество. “Я не старуху убил, я себя убил”, – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. “Мы одного поля ягоды”, – говорит герою Свидригайлов.

Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою “расколотую” душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

Уроки гениального романа
Страшные последствия

Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. “Не убий”, – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнет нарушать закон, начнется хаос!

У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.

Кто виноват

Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, “униженных и оскорбленных” толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.

Добро – основа жизни

В романе “Преступление и наказание” теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не “тварь дрожащая”, а личность, имеющая право на жизнь. “На чужом несчастье счастья не построишь”, – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.

Описание теории главного героя романа и доказательство ее несостоятельности пригодится 10 классам при написании сочинения “Теория Раскольникова в романе “Преступление и наказание”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

Теория Раскольникова в романе “Преступление и наказание”