Типология тем сочинений
I. Темы аналитического характера
Внутри этой широкой группы уместно выделить еще ряд подгрупп. Прежде всего стоит говорить о темах-характеристиках.
Существуют сочинения-характеристики одного персонажа (например, “Трагедия Печорина” или “Сущность ее жизни – любовь”. (Наташа Ростова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”), сопоставительные характеристики (например, “Чацкий и Молчалин: столкновение жизненных позиций”, “Гринев и Швабрин”, “Катерина и Лариса”), сочинения-характеристики
1.1. Тема-характеристика
Характеристика одного литературного героя
Создавая сочинение-характеристику, автор обязан помнить о том, что характеристика должна содержать определенную информацию о персонаже, которая позволяет оценить его поступки и объяснить его взаимоотношения с другими персонажами.
Прежде всего необходимо обратить внимание на портретную характеристику героя, тем более, что русской литературе ХIХ века, начиная с романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, свойствен психологический портрет, помогающий глубже постичь натуру действующего лица. Особую роль может играть описание одежды героев, деталей туалета, украшений. Важным для характеристики героя является описание обстановки, в которой он живет. Ведь очень часто и жилье, и его убранство похожи на своего хозяина, создаются сообразно с его вкусом и привычками, а следовательно, раскрывают его душу.
Следующим этапом в создании характеристики персонажа является описание его натуры. Характер героя становится ясен из оценок автора произведения, из самооценок героя, из анализа его поступков.
Характеризуя человека, мы должны установить его нравственный идеал, то есть отношение к таким категориям бытия, как любовь, природа, искусство, жизнь, смерть.
При оценке конкретного героя необходимо учитывать также описание эпохи, исторических и социальных условий формирования характера.
Сопоставительная характеристика
Сопоставительная характеристика подразумевает не просто раскрытие характера каждого персонажа, а именно сравнение героев. Для этого, прежде всего, необходимо определить критерий, который лежит в основе такого сравнения.
Кроме того, говоря о соотносимых персонажах, мы постараемся выделить в их характерах сходства и различия.
Еще один немаловажный момент в создании сопоставительной характеристики – это отношение интересующих нас героев к одним и тем же людям. (Кроме того, необходимо помнить план анализа каждого образа, изложенный в предыдущем разделе.)
Характеристика группы образов
Для написания сочинений данной группы требуется характеристика трех и более персонажей, составляющих тип. Примерами тем такого рода могут служить темы следующего плана: “Женские образы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети””, “Три круга общества в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин””, “Изображение армии в повести А. И. Куприна “Поединок””; “Обитатели ночлежки в пьесе М. Горького “На дне””; “Белая гвардия в творчестве М. Булгакова”. Эти темы требуют от автора наибольшего обобщения, умения мыслить широко, хорошего понимания эпохи.
Прежде всего, необходимо остановиться на исторических условиях, повлиявших на формирование общих, типических черт той или иной группы персонажей.
Следующим этапом разработки темы может стать нахождение типических черт, характеризующих всю группу образов в целом.
Итогом работы над данной темой должен стать “коллективный портрет” анализируемых образов. Но, помимо анализа общих черт, сочинение должно включать и ряд индивидуальных характеристик. Возможен показ одного персонажа “крупным планом” на фоне остальных.
Тема-характеристика