К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.
Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим
Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике “Белая стая”.
Сборник “Белая стая” был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему.
В “Белой стае” появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. “И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть я”, – пишет она в стихотворении “Майский снег”.
Стихи “Белой стаи” строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах.
В “Белой стае” возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении “Молитва”. Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой “песенный дар”, близких, друзей, даже ребенка, только бы “туча над темной Россией стала облаком в славе лучей”.
С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным. В “Белой стае” начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:
Лучше б мне частушки задорно выкликать,
А тебе на хриплой гармонике играть.
И ходить на кладбище в поминальный день
И смотреть на белую Божию сирень.
Ахматова знает, что “где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый…”, но она пока не может отказаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жизнью с народом:
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек синеющие льды,
Бессолнечные мрачные сады
И голос Музы еле слышный.
Следующий сборник “Подорожник” выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция – осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо уезжали в эмиграцию..
Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения “Петроград”, “Не с теми я, кто…”, “Мне голос был;..” далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.
Стихотворение “Ты отступник…” адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну.
Судьба героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:
Ты – отступник: за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну,
Наши песни, и наши иконы,
И над озером тихим сосну.
Стихотворение “Мне голос был…” уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или “глас свыше” , или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой. Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не оскорбился скорбный дух…
Стихотворение 1922 года “Не с теми я, кто…”, вошедшее в третий сборник “Anno Domini”, опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто “бросил землю”. В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух последних – о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение.
Оставшиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу “бесслезно”, “надменно” и “просто”, поэтому они намного выше уехавших.
Стихотворение “Петроград” продолжает эту же тему:
Никто нам не хотел помочь
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя,
Его дворцы, огонь и воду.
В стихотворении появляется местоимение “мы”. Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока. В “Anno Domini” появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением принимает она все, что происходит с Россией: Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькает крыло, Все голодной тоской изглодано, Отчего же нам стало светло? В “Anno Domini” усиливается народное начало. Образ героини становится более цельным и гармоничным.
Появляется все больше стихотворений, близких фольклору, например “Третий Зачатьевский”.
Переулочек, переул…
Горло петелькой затянул.
Тянет свежесть с Москва-реки
В окнах теплятся огоньки…
Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме “Реквием”, посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини – арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин – сестер, жен, вдов репрессированных – это второй план рассмотрения личной ситуации.
Ахматова говорит от лица своих “невольных подруг”. Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России.
Евангельский сюжет “Распятие” расширяет рамки “Реквиема” до общечеловеческого масштаба. “Реквием” – это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. “Реквием” – это истинно народное произведение и по форме, и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России.
Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл “Ветер войны” входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение “мы”. Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала.
Ахматова чувствует, что вся страна – это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.
Стихотворение “Родная земля” звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значения слова “земля”. Это и грунт, и пыль, и нравственная почва, и первоматерия.
В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.
Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург.
В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли.
В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.
Свое сочинение хочу закончить словами самой А. Ахматовой:
“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны.
Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.
Тема родины в творчестве Анны Ахматовой