“Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство к Родине – основное в моем творчестве”, – говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения:
Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
И костер зари, и плеск волн, и серебристая луна, и шелест листвы, и голубая
О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, – Люблю до радости и боли, Твою озерную тоску.
О чем бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в “суровые грозные годы”, – каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:
Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла.
Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей “русскости”, поэтому основная тематическая направленность стихотворений поэта – мир русского крестьянства. “Все равно я останусь поэтом золотой, бревенчатой избы”, – писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта, определившая особенность его стихов о родине. Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли – Рязанщины, малой родины поэта. В полном соответствии с традицией, заложенной в ХIХ веке А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым, С. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной “русской идее”, а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:
Хорошо косою в утренний туман Выводить по полю травяные строчки, Чтобы их читали лошадь и баран.
Цветовая гамма родины имеет у Есенина своеобразную, неповторимую окраску: “…голубую оставил Русь”, “О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку…”. В лирике поэта, посвященной теме родины, отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. В первых своих произведениях он приветствует ее как возможность обновления России:
О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! С иными именами Встает иная степь.
В это время лирика поэта наполняется глубокими раздумьями о России. Революцию Есенин принял, по его словам, “с крестьянским уклоном”. Есенин, как поэт крестьянский, всегда думает в первую очередь о деревне.
Особенно тяжело, а временами трагически, он переживает ломку старых, патриархальных устоев русских деревень. И поэту кажется, что его родина в нем больше не нуждается, что у нее теперь другие певцы: “Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, я сам тоже здесь не нужен”.
Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою.
Выражая чувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и ответственности за нее, поэт скажет:
Но и тогда, Когда по всей планете Пойдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, – Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”.
Есенин говорит, что где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда будет помнить свою родину, своих родных:
Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда.
Россия – единственная любовь Есенина: “Чувство Родины – основное в моем творчестве – она все, без нее ничего. Женщины, дети, дом, друзья, – все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы”.
Тема Родины в поэзии Есенина