Тема родины – одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.
В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже
С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением – целая философия, система ценностей. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина – это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, “деревня в ухабинах”, где радость коротка, а печаль бесконечна: “Грустная песня, ты – русская боль”. Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года – начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.
Для поэта родная деревня в России – это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, – это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие “малой родины”. С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: “Ой ты, Русь моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу”.
Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их – странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность, – это природа и Россия:
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам…
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения – война, революция, снова война – теперь уже Гражданская. Переломный для России год – 1917 – поэт встретил, как и многие художники его крута, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты крута С. Есенина того времени – это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева – близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:
Мужицкая ныне земля,
И церковь не наймит казенный.
В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.
Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы – это и надежды, и ожидание светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них – тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию, – звучит в стихотворении С. Есенина “Сорокоуст”. В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском “Сорокоусте” вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбе России.
В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины связана с нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а “пузатый” “Капитал” – Библию. Особенно горько поэту сознавать то, что новое поколение поет новые песни: “Поют агитки Бедного Демьяна”. Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: “Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам”.
Поэтому так горестно звучат его строки:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: “Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам”. И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть Земли
С названьем кратким “Русь”.
Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название – Русь – было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в “Ресефесере”.
С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции “последнего певца деревни”, хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение “Спит ковыль”:
Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась, живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.
Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены сокровенные мысли автора. В строке “радуясь, свирепствуя и мучась” – трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как часть русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный “свет луны”, противостоит “новый свет”, скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет “золотой”:
Все равно останусь я поэтом
Золотой бревенчатой избы,
Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: “роща золотая”, “золотою лягушкой луна”. В этом стихотворении значение ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности, символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.
Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.
ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА