Жизненная тропа Есенина берет начало в лучах и полесьях Рязанщины. Талант его рожден ощущением прозрачной синевы вечернего неба, желтизны полей, хвойной позолотой леса, грустной деревенской песней. Но главное – необычайно острой любовью к России, к Руси – сельской, деревенской:
Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады короткий свет,
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет
Есенин как мало кто в русской поэзии трагически переживал коллизии преображения русской деревни.
Природу средней полосы России воспевали почти все русские поэты. Восторг и тихую радость, любование и упоение –
“все оттенки благоговения перед чудом природы найдем мы и у Есенина:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
В творческом наследии Есенина человек – только частица природы, ее ученик и собеседник:
Позабыв людское горе
Сплю на вырубках сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Вся поэзия Сергея Есенина, ее каждая строка пропитана и согрета чувством огромной любви к Родине:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Русский крестьянин всю свою жизнь был связан с природой, Родина и родная природа представляли для Есенина гармоничное целое. Перечитайте такие стихотворения, как “Не жалею, не зову, не плачу…”, “Этой грусти теперь не рассыпать…”, “Отговорила роща золотая…” и другие, и вы обязательно почувствуете их неизъяснимую силу. Именно неизъяснимую. Ни понять, ни объяснить ее, кажется, невозможно, Все слова доступны и даже слишком просты, а все вместе составляют “тайнописную” суть лирики, Каждое стихотворение – лишь небольшой кусочек жизни:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Сергей Есенин близко к сердцу принимал все бедствия народа, он видел и остро переживал, что происходит на Руси сегодня, что ожидает ее завтра;
Словом светится лужная голь…
Грустная песня, ты – русская боль.
Поэт был глубоко неравнодушен к неустроенной и безрадостной жизни крестьян, к судьбе Родины:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою.
Великую революцию поэт встречает в столице. Он покинул деревню. Сергей Есенин безвозвратно оторвался от родной почвы. “Родимая выть”, еще недавно бывшая для него надежным прибежищем от печалей и бед, уже не могла излечить его от “тоски мятежной”. Революция коснулась всех и вся. “Рушилось тысячелетие “прежде”.
И не было бы, может, такого явления, как Сергей Есенин, если бы не коренная ломка бытия, затронувшая и вековые устои деревни.
И небо и земля все те же,
Все в те же воды я гляжусь,
Но вздох твой ледовитый реже,
Ложноклассическая Русь.
С радостью приняв революцию как символ обновления родины, поэт со временем меняет к ней отношение. И Есенин пытается убежать от себя, он уезжает за границу, но жить без “страны березового ситца”, оказывается, невозможно. Как все изменилось в России! Она стала для него чужой:
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
Поэт недобрал человеческого тепла при жизни. В друзьях Есенин не был особенно счастлив. Не потому ли он так неукротимо и с таким сердечным волнением искал друга в своем читателе?
Страстно жаждавший участия и понимания в жизни, поэт получил всенародную любовь посмертно.
Тема Родины и природы в лирике Есенина