Много замечательных произведений литературы посвящено матерям.
Я, например, очень люблю “Письмо к матери” С. А. Есенина. Этот образ в его творчестве неразрывно связан с образом деревенского дома с голубыми ставнями, березами у околицы, дорогой, уходящей вдаль. Поэт говорит:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Самой природой в матери заложено стремление брать на себя заботы своих детей, ограждать их от жизненных невзгод, бед. Впрочем,
Каждая мать желает счастья и добра своему ребенку, и, кажется, нет ничего страшнее на свете, когда матери переживают своих детей. А сколько молодых жизней унесли и продолжают уносить войны! И нет таких слов, которыми можно было бы объяснить матери, почему погиб именно ее ребенок.
В рассказе В. Богомолова “Сердца моего боль” вернувшиеся с войны ребята избегают смотреть в глаза матери своего одноклассника, погибшего на фронте, читая в них немой упрек и пронзительную скорбь.
В книге В. Астафьева “Затеей” есть небольшой очерк “Есенина поют”. С болью пишет автор о том, как живут по глухим деревенькам одинокие старушки, всеми забытые. Они собираются зимой в одну хату, так всем вместе легче скоротать зиму. Нет у них ни почты, ни телевизора. Хлеб – и тот редко привозят.
Только на лето приезжают к ним дети и внуки из города. Привозят им сетки с оранжевыми апельсинами и яркие “заморские” обноски, которые в городе уже вышли из моды. Так и живут эти женщины от лета до лета надеждой на следующую встречу с детьми и внуками.
Материнское сердце способно бесконечно ждать и прощать. В рассказе “Телеграмма” К. Паустовский очень трогательно пишет о судьбе старой женщины Катерины Петровны. Живет она одиноко, ее старческую жизнь скрашивают только воспоминания о дочери, которую она не видела уже три года. Нет, дочь помнит о матери, шлет ей денежные переводы, которые всегда сопровождаются одними и теми же словами: “Все хорошо, писать много некогда”.
Старушка пытается не докучать дочери своими письмами, понимая, что у той своя жизнь, свои проблемы. А у Насти редкие материнские письма вызывают, с одной стороны, облегчение, а с другой – беспокойство. Занята Настя в городе важным, по ее мнению, делом. Все силы отдает устройству выставки одинокого пожилого скульптора, нуждающегося в ее заботе.
Окружающие хвалят ее за душевную заботу, доброту, беспокойство о человеке. И только Гоголь, последняя работа скульптора, смотрит на Настю с укором, словно только ему известна ее тайна. А в деревне, чтобы успокоить умирающую Катерину Петровну, смягчить как-то ее страдания, односельчане от имени дочери составляют телеграмму, не понимая, что материнское сердце не обманешь. В день похорон Катерины Петровны у могилы собрались только соседи-односельчане. И молоденькая учительница, чья мать тоже живет далеко, в городе, целует руку Катерины Петровны, незнакомой ей женщины, от имени всех детей, как бы прося у нее прощения.
Настя опоздала на похороны и покидала деревню тайком, крадучись, боясь встретить кого-нибудь из односельчан. Она понимала, что никто не сможет снять камень с ее души.
Интересен и поучителен рассказ В. Распутина “Женский разговор”. Пятнадцатилетняя внучка пытается доказать бабушке, что семья, дети сильно обременяют женщину, мешают ее карьере, вообще мешают интересно жить. С этим не может согласиться бабушка, в трудные годы войны растившая детей и черпавшая в них одних силы жить.
Не правда ли, очень актуально звучит сегодня этот рассказ, написанный много лет назад?!
Закончить свое сочинение я хочу строками из стихотворения Я. Смеляко-ва “Мама”:
Добра моя мать. Добра, сердечна.
Приди к ней – увенчанный и увечный –
целиться удачей, печаль скрывать –
чайник согреет, обед поставит, выслушает
, ночевать оставит: сама – на сундук, а гостям кровать.
Мне бы с тобою все время ладить,
все бы морщины твои разгладить.
Может, затем и стихи пишу, что,
сознавая мужскую силу, так, как у сердца меня носила,
в сердце своем я тебя ношу.
Тема матери в литературе