Сюжет, образы, проблематика одной из поэмы

Работая над поэмой “Про это”, Маяковский обрек себя на домашнее заточение, чтобы наедине обдумать и осмыслить то, как должен жить новый человек, каковы должны быть его мораль, быт, любовь в послереволюционных условиях. Маяковский так и определил основную тему поэмы: “По личным мотивам об общем быте”.

В этой теме, и личной и мелкой,

перепетой не раз и не пять,

я кружил поэтической белкой

и хочу кружиться опять.

Эта поэма, революционная по духу, во многом трагическая и кризисная, является важным звеном в творческом развитии

Маяковского. До того как эта тема стала самостоятельной и вылилась в отдельное произведение, проблемы, решаемые в нем, уже ставились, уже намечались пути решения. Произведение сложное, не для легкого чтения.

Современники даже не поняли и не приняли эту поэму.

Поэма “Про это” состоит из пролога и двух частей. Первая часть “Баллада Редингской тюрьмы” делится на 11 главок, а вторая, “Ночь под Рождество”, – на 23. Вступление отвечает на вопрос “Про что – про это?” и определяет тему.

Заключение “Прошение на имя…”, как и пролог, названо полушутливо. Если в основной части выделяется лирический герой, то во вступлении и заключении он сливается с самим автором. Особенностью поэмы является то, что все описанное происходит не на самом деле, а в сознании лирического героя, и проходит как смена образных ассоциаций.

Отсюда необычная гротескность и фантастичность, крутые повороты судьбы и экстремальность событий.

Все описание пронизано скорбной, негодующей и трагической тональностью и обрамляется глубоко оптимистичным ораторским тоном автора. Герой в силу каких-то сложных отношений, остающихся за пределами поэмы, разлучен с любимой и чувствует себя в своей комнате как в тюрьме. Телефон для него – соломинка для утопающего.

Он узнает, что она больна, и “страшнее пуль” то, что с ним не хотят говорить.

Чувство “скребущейся ревности” превращает героя в медведя. Но “медведь” страдает, плачет. Слезы – вода. Эта ассоциация разрастается в образ реки. Начинается любовный бред-галлюцинация.

Он на “льдине-подушке” плывет по Неве в прошлое и узнает себя в “человеке из-за семи лет”, тоже отвергнутом любимой. Со страниц поэмы раздается крик о помощи: “Спасите! Там на мосту, на Неве, человек!”

Герой плывет дальше, и под ним “остров растет подушечный”. Остров разрастается в сушу, и вот он уже в Москве в том же облике медведя. Он обращается ко всем встречным с мольбой помочь тому человеку на мосту. Никто его не понимает. Он с ужасом убеждается в том что и в нем самом, а не только в окружающих, не выкорчеваны пережитки прошлого.

А в это время “человек из-за семи лет” сам “прошагал” к герою поэмы и заявляет ему, что он готов один мучиться за всех, чья любовь опошлена мещанским бытом. В полубреду-полусне герой видит себя на колокольне Ивана Великого, и снизу против него “идут дуэлянты”. “Ты враг наш столетний. Один уж такой попался – гусар!” – издеваются над героем-поэтом обнаглевшие мещане, сравнивая его с Лермонтовым.

Они расстреливают его “с сотни шагов, с десяти, с двух в упор – за зарядом заряд…”.

Страшен сон, но жив поэт-герой. Сущность его борьбы и возрождения в том, что “на Кремле поэтовы клочья сияли по ветру красным флажком”. Герой-победитель плывет на борту созвездия Большой Медведицы, горланя “стихи мирозданию в шум”.

Ковчег пристает к окну его комнаты, откуда началось фантастическое путешествие. Герой сливается теперь с самим поэтом, раскрывает смысл всего происшедшего в заключительной “резолюции”, или “Прошении на имя…”.

Многие после появления поэмы писали, что в ней отразил ся период НЭПа. Но Маяковский брал шире, возвращая в прошлое и намечая перспективу. Одна из основных тем поэмы – это борьба с мещанством. К раскрытию темы В. Маяковский приступает с присущей только ему особенностью, с огромной энергией нагнетая давление:

Эта тема придет, вовек не износится,

Только скажет: ” Отныне гляди на меня!” –

и глядишь на нее, и идешь знаменосцем,

красношелкий огонь над землей знаменя.

Тема же первой главы актуальна и сегодня. В эпизоде разговора по телефону герой не хочет признаться себе в том, что любимая отвергла его, что он не признает право женщины на свободу чувства. Вот такая дилемма: вопрос об исключительности высокой сущности любви и о ревности как низменном чувстве собственника, бывшем издавна чувством и правом мужчины. Но поэт ставил проблему любви с прицелом на “ком-муну-столетия”.

И потому просит в эпилоге химика XXX века воскресить его, чтобы он долюбил свое на земле коммунизма.

Нет, это не грезы о несбыточном. Это наметка реального будущего, которая обосновывает его веру в настоящее, дает ориентиры в светлое будущее в настоящем. И это важнее. Не откладывая все до XXX века, поэт в конце концов приходит к позитивному решению и, как бы продолжая поэму “Про это”, в “Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” пишет:

Любить – это с простынь, бессонницей рваных,

срываться. ревнуя к Копернику, его,

а не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником.

В системе образов поэмы “Про это” основное место занимает лирический герой, его отношения и связи с другими людьми. Напряженность конфликта выражается в том, что героя окружают грубость, насилие, грязные слова. Самым близким людям его устремления непонятны. Все, кто его окружает, любовь “заменяют чаем, штопкой носков”. Это заставляет героя переступить даже через свою семью.

И вот последняя надежда: сквозь ненавистный мир мещанства поэт пробирается к любимой.

Теперь лишь ты могла б спасти.

Вставай! Бежим к мосту! –

Быком на бойне под удар

Башку мою нагнул.

Сборю себя, пойду туда.

Секунда – и шагну.

Но… ее окружает тот же враждебный сброд. И герою приходится переступить даже через собственную любовь. Самым трудным, однако, оказывается не это.

Самое трудное для лирического героя – это перестройка сознания. В нем сильны попытки уклониться от борьбы за новое в семье и любви, консерватизм и инерция старого мышления, когда ситуация требует нового подхода к жизни. Мысль о капитуляции отвергается, так как герой не может свою любовь заменить на штопку носков, не может в себе убить человека.

Потому что любовь невозможна в мире торгашей, как невозможны в нем красота и добро.

Поэтому и следует сказать, что поэма “Про это” отражает важнейший, переломный момент в становлении нового человека. У героя возникает потребность “душу седую из себя вытрясти”. Перед ним вдруг открывается, что эта сверхсложная задача может быть разрешена в далекой исторической перспективе, в смене ряда человеческих поколений.

Поэт, на собственном горьком опыте познает, как сложен и мучителен путь нравственного самоочищения…



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2.50 out of 5)

Сюжет, образы, проблематика одной из поэмы