В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Александра Сергеевича Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык.
Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства.
Цикл “Повестей Белкина” явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего
Облик кроткого и смиренного И. П. Белкина, возникающий из предисловия издателя и из автобиографического предисловия якобы самого Белкина к “Истории села Горюхина”, набросан Пушкиным в добродушно-шутливых тонах. “Пиру воображенья”, как характеризовал творческий процесс поэт-романтик в “Разговоре книгопродавца с поэтом”, демонстративно противостоит в “Повестях Белкина” “простой пересказ” разного рода происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей. Но в этот бесхитростный пересказ Пушкин сумел внести столько глубокого гуманного чувства, меткой наблюдательности, тонкого юмора и мягкой иронии и вместе с тем столько жизненной правды, широких типических обобщений, что его “Повести Белкина” являются, по существу, началом русской высокохудожественной реалистической прозы.
В повестях Пушкин существенно расширяет, демократизирует круг явлений действительности, входящих в сферу его творческого внимания. Наряду с картинами поместной жизни перед нами развертывается быт армейского офицерства , городских ремесленников , мелкого чиновничества и, наконец, жизнь крепостного крестьянства .
Если в “Арапе Петра Великого” Пушкин снял с ходулей крупного исторического деятеля, то в “Станционном смотрителе” он приподнял своего маленького, приниженного героя, явив в этой повести, как и вообще в “Повестях Белкина”, поистине “натуральную” действительность, жизнь, которая “живет”, как восторженно твердил устами одного из своих героев Достоевский. Этим объясняется огромное значение, которое имел “Станционный смотритель” в дальнейшем развитии литературы. Образ смотрителя был прямым предшественником Башмачки-на из “Шинели” Гоголя и всех тех “бедных людей”, которые вскоре начинают заполнять страницы повестей и романов писателей “натуральной школы” – колыбели русского реализма второй половины XIX века.
Как и “Маленькие трагедии”, “Повести Белкина” отличаются предельной экономив^’ художественных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях.
В то же время облик каждого из персонажей проступает с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей. “Писателю надо не переставая изучать это сокровище”, – советовал Лев Толстой о “Повестях Белкина” знакомому литератору.
К циклу “Повестей” непосредственно примыкает незавершенная и самим Пушкиным не публиковавшаяся “История села Горюхина”. Тягость крепостной неволи и свое сочувственное отношение к горестям и бедам закрепощенного крестьянства Пушкин подчеркнул уже названием села: Торюхино” .
Стоит только вспомнить приводимую Пушкиным запись помещичьего календаря: “4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 мая – корова бурая пала. Сенька за пьянство бит.
8 мая – погода ясная. 9 мая – дождь и снег. Тришка-бит по погоде”.
Подобные цитаты придают нарочито наивной, бесхитростной и вместе с тем исполненной сарказма “Истории” характер явной политической сатиры. Недаром манеру “смиренного” го-рюхинского летописца подхватил и блестяще развил в своей “Истории одного города” наиболее сильный русский политический сатирик Салтыков-Щедрин. В творчестве самого Пушкина “История села Горюхина” является началом того пути, который привел его к созданию “Дубровского”, а затем и “Капитанской дочки”.
Сюжет, герои, проблематика “Повестей Белкина” А. С. Пушкина