В начале XVIII века просвещенные дворяне искали пути освобождения русского народа от рабского, униженного состояния, от гнета самодержавия. Революционные идеи декабристов нашли свое отражение и в творчестве гениального поэта А. С. Пушкина.
Особенно актуальной стала тема свободы и воли после того, как Пушкин испытал преследования царского двора на себе. Именно в ссылке поэт понял, что даже в собственной независимой державе можно быть несвободным. Его душу сильно ранило унижение человеческого достоинства, невозможность отстаивать свои права.
Ярким примером служит стихотворение “Узник”, написанное от первого лица. В нем автор олицетворяет себя с узником, сидящим в сырой темнице. “Мы вольные птицы пора, брат, пора!” – зовет узника орел. Оба они, и птица, и человек рождены для воли.
Различие в том, что орел может улететь, а узник – нет, он лишен свободы.
В стихотворении ” Кавказ” поэт вновь использует знакомый поэтический образ. Человек и орел, как воплощение свободы, противопоставляются могучей горной реке. “Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне”, а река Терек, заключенная меж неподвижными скалами, “играет и воет, как зверь молодой, завидевший пищу из клетки железной”. Именно в образе реки автор передает ощущение несвободы.
Тереку не вырваться из плена горных массивов, не изменить пути, который ему предначертан, “нет ни пищи ему, ни отрады, теснят его грозно немые громады”.
Так А. С. Пушкин воспел в своих произведениях извечное стремление человека к свободе.
Стремление к свободе в поэзии А. С. Пушкина”