Уникальная способность простыми словами говорить о великом была присуща Н. А. Заболоцкому. Взаимоотношения человека и природы, внутренняя и внешняя красота, любовь – это лишь небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях. Мне же наиболее интересны стихи, посвященные творчеству, рассказывающие о том, как рождаются шедевры.
Поэт как бы впускает читателей к себе в мастерскую.
В стихотворении “Читая стихи” перед нами предстает и поэт-мастер, и читатель одновременно. Н. А. Заболоцкий обладает уникальной способностью
“Любопытно, забавно и тонко” начинает Н. А. Заболоцкий раскрывать тему творчества. Это как бы прелюдия к разговору о большом и важном, и постепенно перед нами возникает портрет настоящего мастера, который понимает “бормотанье сверчка и ребенка”, может воплотить в слове “мечты человечьи” и
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Его герой помогает понять назначение настоящего, подлинного искусства. Н. А. Заболоцкий четко разделяет истинную поэзию и “бессмыслицу скомканной речи”. Признавая за последней “изощренность известную”, автор задает риторические вопросы:
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Ответы ясны, и все же поэт следующей строфой еще раз подчеркивает, что “поэзия ставит преграды…”, она предназначена
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Очень важна мысль о значимости русского слова, ибо оно “живая основа” творчества. Поэт обращает внимание на ответственность человека за сказанное и написанное, особенно это необходимо тем, кто сделал слово своей профессией. Ценно, когда оно становится не просто материалом, а настоящей поэзией. В последней строфе возвеличен
Полный разума русский язык.
Постигнуть же “разум языка” способен лишь человек, который “жизнью живет настоящей”.
Слово “настоящий” мне кажется главным в этом стихотворении, хотя оно звучит всего один раз. Зато его заменяют контекстуальные синонимы: совершенство, “живая основа”. Поэзия – это тоже настоящее, если отражает “мечты человечьи”, а не является забавой.
Большое значение в этом стихотворении имеют метафоры, создающие образы живой природы, творческого процесса. Благодаря олицетворениям в произведении поэзия оживает: “ставит преграды нашим выдумкам”, распознает истинных ценителей и надевающих “колпак колдуна”.
Довольно интересен синтаксический строй стихотворения. Наличие риторических вопросов, а также восклицательного слова-предложения говорит об изменении в нем эмоционального фона: от спокойного повествования к размышлению и, наконец, чувственному взрыву. Интересно, что, являясь отрицанием, “нет” в данном случае утверждает мысль, прозвучавшую в риторических вопросах.
Н. А. Заболоцкий не экспериментирует с формой: классический катрен с чередующимся способом рифмовки, трехсложный анапест – все это делает стихотворение легким для чтения и восприятия.
Тема творчества не нова в литературе: и великий А. С. Пушкин, и противоречивый В. В. Маяковский затрагивали ее не раз. Н. А. Заболоцкий не исключение, он придал этой теме новое звучание, внеся исключительные, свойственные только ему мотивы. Поэт соединил классику и современность, недаром стихотворение, написанное в 1948 году, отчасти созвучно с лирической миниатюрой “Русский язык” И. С. Тургенева, созданной в конце девятнадцатого века.
Чувство гордости возникает после прочтения подобных произведений.
Стихотворение Заболоцкого “Читая стихи”