Любовь в лирике В. Маяковского… Этот традиционный мотив лирики подчеркивает нетрадиционность великого пролетарского поэта, сумевшего возвести интимную лирику в ранг лирики гражданской. Маяковский вошел в нашу культуру поэтическим знаменосцем Октября, выразителем наших революционных идеалов.
Мы привыкли к такому Маяковскому. Маяковскому лозунгов и плакатов, автору “Левого марша”, “Стихов о советском паспорте”. Нам по душе его открытость, увлеченность строительством нового мира, его революционный напор, его бескомпромиссность
Как он хотел быть понятым! Как ему хотелось, чтобы его слово дошло до сердца слушателей. В стихотворении “Домой” Маяковский писал:
Я хочу быть понят
Моей страной…
И как часто ему не хватало этого понимания! В человеке, казалось бы, созданном на века, грубом, задиристом, но в груди которого, по словам А. Луначарского, “было заключено и билось горячее и нежное сердце”. Миру корысти, пошлости, бездуховности Маяковский противопоставляет любовь. “Любовь – это сердце всего”, – утверждал поэт. Маяковский много писал о любви. Это и поэма: “Люблю”, “Про это”, “Облако в штанах”, стихотворения: “Письмо Татьяне Яковлевой”, “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “Неоконченное”.
Во многих из них за личным, за интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный человеческому чувству, враждебный любви. На фоне других стихотворений о любви ярким, радостным и светлым гимном любви звучит стихотворение “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, написанное в 1929 году.
“Письмо товарищу Кострову…” – одно из произведений, сосредоточивших в себе размышления поэта о любви и творчестве. Адресованное редактору “Комсомольской правды”, в которой сотрудничал Маяковский, стихотворение это представляет собой лирический монолог, где шутка соседствует с серьезной мыслью, разговорная речь – с высоким поэтическим словом, бытовая зарисовка – с подчеркнутой гиперболой.
Обывательским взглядам на любовь поэт противопоставляет большое чувство, которое является источником силы и творчества:
Любить –
Это с простынь,
Бессонницей рваных,
Срываться,
Ревнуя к Копернику,
Его,
А не мужа Марьи Иванны,
Считая
Своим
Соперником.
Размышления о сущности любви постепенно и органично перерастают в размышления о вдохновении и творчестве:
На земле
Огней – до неба…
В синем небе
Звезд –
До черта.
Если б я
Не был
Поэтом,
Я бы
Стал бы
Звездочетом…
Я хожу,
Стишки пишу
В записную книжицу.
Любовь не отъединяет человека от мира, а крепче связывает его с ним, дает новую энергию для деятельности:
Мчат
Авто
По улице,
А не свалят наземь.
Понимают
Умницы:
Человек –
В экстазе.
Поэтическое слово, окрыленное большим человеческим чувством, не знает преград и расстояний. Поэт сравнивает его с “золоторожденной кометой” и далее развертывает образ в целую живописную картину:
Распластан
Хвост
Небесам на треть,
Блестит
И горит оперенье его,
Чтоб двум влюбленным
На звезды смотреть
Из ихней
Беседки сиреневой.
Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг, на геройство, на деятельность во имя человечества:
Чтоб подымать,
И вести,
И влечь,
Которые глазом ослабли.
Любовь Маяковского требует полной самоотдачи, в ней нет места для компромиссов и расчетов:
Себя
До последнего стука в груди,
Как на свиданьи,
Простаивая,
Прислушиваюсь:
Любовь загудит –
Человеческая,
Простая.
В заключительных строках стихотворения Маяковский говорит о той огромной силе, которую дает человеку любовь. Она дает возможность справиться с любыми трудностями:
Ураган,
Огонь,
Вода
Подступают в ропоте.
Кто
Сумеет
Совладать?
Можете?
Попробуйте…
Лирический герой Маяковского – человек, сумевший выразить всю силу, глубину и благородство человеческой души. В одном из стихотворений он писал:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души!
Многое недоговорил векам, истории и мирозданью поэт Маяковский, но главное успел сказать. И то, что мы сегодня продолжаем читать Маяковского, спорить и размышлять о его поэзии, говорит о том, что поэзия Владимира Маяковского сохранила свое “боевое звучание” и в наши дни.
Стихотворение Маяковского “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”