Вечная тема лирики – любовь – проходит через все творчество Владимира Маяковского, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершенным стихотворением “Неоконченное”. Относясь к любви как к величайшему благу, способному вдохновить на дела, на труд, Маяковский писал: “Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр.
Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всем”. Для
Личное и общественное сливалось в его поэзии. И любовь – интимнейшее человеческое переживание – в стихах поэта всегда связана с социальными чувствами поэта-гражданина.
Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием – вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают нам и о его любви, о том, когда и какой она была. В ранних стихах Маяковского упоминание о любви встречается дважды: в цикле лирических стихов 1913 года “Я” и лирическом стихотворении “Любовь”. О любви в них говорится вне связи с личными переживаниями поэта.
Но уже в поэме “Облако в штанах” поэт рассказывает о своей безответной любви к Марии, в которую он влюбился в 1914 году в Одессе. Он так охарактеризовал свои чувства:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Пути Марии и Владимира Маяковского разошлись. Но прошло не более года, и сердце его снова разрывают муки любви. Любовь к Лили Брик принесла ему много страдания. Его чувства находят отражение в поэме “Флейта-позвоночник”, написанной осенью 1915 года. Спустя несколько лет, уже в советское время, Маяковский пишет одну за другой поэмы – “Люблю” и “Про это” . В тяжелом отчаянии, размышляя о жизни и смерти, он говорит о первостепенном значении для него любви: “Страшно – не любить, ужас – не сметь” – и сожалеет, что радости жизни не коснулись его.
Но вот в начале 1929 года в журнале “Молодая гвардия” появляется “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”. Из этого стихотворения видно, что в жизни поэта появилась новая любовь, что “опять в работу пущен сердца выстывший мотор”. Это была Татьяна Яковлева, с которой Маяковский встретился в Париже осенью 1928 года.
О встрече Маяковского с Татьяной Яковлевой так вспоминали ее друзья – художник В. И. Шухаев и его жена В. Ф. Шухаева: “…Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица – высокая, стройная, под стать ему.
Маяковский производил впечатление тихого влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом”. Татьяна была дочерью русских родителей. В двадцатых годах, так как у Татьяны было плохое здоровье, ее дядя, художник А. Е. Яковлев, живший в Париже, взял племянницу к себе. Когда Маяковский вернулся в Москву, Татьяна очень по нему скучала.
Она писала матери: “Он всколыхнул во мне тоску по России… Он такой колоссальный и физически и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, оставивший в моей душе след…
Его чувства ко мне настолько сильны, что нельзя их не отражать хотя бы в малой мере.” Посвященные Татьяне Яковлевой стихотворения “Письмо товарищу Кострову…” и “Письмо Татьяне Яковлевой” проникнуты счастливым ощущением большой, настоящей любви.
Стихотворение “Письмо Татьяне Яковлевой” было написано в ноябре 1928 года. Любовь Маяковского никогда не была только личным переживанием. Она вдохновляла его на борьбу и творчество, воплощалась в поэтические шедевры, проникнутые пафосом революции. Здесь об этом сказано так:
В поцелуе рук ли,
Губ ли,
В дрожи тела
Близких мне
Красный
Цвет
Моих республик
Тоже
Должен
Пламенеть.
Гордость и ласка звучат в строках, обращенных к любимой:
Ты одна мне
Ростом вровень,
Стань же рядом
С бровью брови,
Дай
Про этот
Важный вечер
Рассказать
По-человечьи.
О ревности, как о проявлении глубокой любви, Маяковский пишет с легкой иронией:
Ревность,
Жены,
Слезы…
Ну их!
Сам он обещает не обижать любимую ревностью:
…я взнуздаю,
Я смирю
Чувства
Отпрысков дворянских.
Свою любовь Маяковский не представляет вдали от родины, поэтому настойчиво зовет Татьяну Яковлеву в Москву:
Мы теперь
К таким нежны –
Спортом
Выпрямишь не многих, –
Вы и нам
В Москве нужны,
Не хватает
Длинноногих.
Конец стихотворения звучит как призыв откликнуться на его любовь:
Ты не думай,
Щурясь просто
Из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
Иди на перекресток
Моих больших
И неуклюжих рук.
Много обид пришлось пережить поэту. Ему не хотелось бы отказ Татьяны Яковлевой приехать к нему в Москву “нанизывать на общий счет”. Уверенность в том, что любовь в конце концов победит, звучит в словах:
Я все равно
Тебя
Когда-нибудь возьму –
Одну
Или вдвоем с Парижем.
Маяковский очень сильно переживал разлуку, каждый день посылал ей письма и телеграммы, с нетерпением ждал поездки в Париж. Но встретиться им уже было не суждено: Маяковскому было отказано в выезде в Париж в январе 1930 года. Через три месяца Маяковского не стало. Судьба Татьяны Яковлевой сложилась неудачно.
Выйдя замуж за виконта дю Плесси, она родила девочку и вскоре разошлась с ним. Вспоминая об этом, супруги Шухаевы писали: “У нас сложилось впечатление, что дю Плесси Таня не любила, а с Маяковским у нее была настоящая любовь, и нам казалось, что они созданы друг для друга. Когда мы узнали о трагической смерти Владимира Владимировича, мы с сожалением и горечью подумали о том, что, будь они вместе – этого бы не случилось”.
Незадолго до смерти Маяковский написал стихотворение “Неоконченное”, в котором есть такие строки:
Уже второй,
Должно быть, ты легла
А может быть,
И у тебя такое
Я не спешу,
И молниями телеграмм
Мне незачем
Тебя
Будить и беспокоить…
Таким поэтом был Маяковский: трибун, новатор и тончайший лирик, которому были доступны все оттенки человеческих чувств.
Стихотворение Маяковского “Письмо Татьяне Яковлевой”