Куда мне деться? Что предпринять? И. С. Тургенев Пятьдесят одно стихотворение появилось в декабре 1882 года в “Вестнике Европы” – лишь часть созданного Тургеневым. Остальные, более тридцати, он не успел подготовить к печати, и они были впервые опубликованы лишь в 1930 году в Париже. “Стихотворения в прозе” – цикл лирических миниатюр, небольшие прозаические отрывки – подлинные произведения высокой поэзии. В них нет стихотворной ритмической организации, но есть внутренний ритм и пластика языка, синтаксическое построение фразы,
Слабеет взмах ее крыльев; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу… Но не свить же гнезда в этой бездонной пустоте! Она сложила, наконец, крылья… и с протяжным стоном пала в море… Куда же деться мне?
И не пора ли и мне упасть в море?” Это стихотворение называют “лебединой песней” И. С. Тургенева. Как часто в последние годы его жизни возникала у писателя ассоциация с птицей, присевшей на краешек чужого гнезда; так прожил он сам около семейства Полины Виардо, не построив своего очага, не испытав полноты семейного счастья. В “Стихотворениях…”, в общей их идее, в художественном облике торжествует гамлетовское начало, внутренний мир личности в его истинном и прекрасном облике и в его трагическом мироощущении. Недаром автор сам озаглавил собрание стихов – Zenilia , ибо это итог всей жизни, осознание и ощущение приближающегося конца,- и ожидание его.
В “Стихотворениях…” Тургенев как бы завершает давние свои раздумья над: многими проблемами: и собственной жизни, и “мира всеобщего” “Все здесь – Рок, безжалостный к человеку; смерть, которая представляется в грезах и сновидениях то слепою старухой, то бессмысленной стихией, то мерзким насекомым”. “Оно походило на муху или на осу. Туловище грязно-бурому цвету; такого же цвету плоские желтые крылья; растопыренных мохнатые лапки да голова угловатая и крупная, как у коромыслов; и голова эта и лапки – ярко-красные, точно кровавые.. Вдруг насекомое словно уставилось на него , взвилось и, приникнув к его голове, ужалило его в лоб по выше глаз… Молодой человек слабо ахнул – и упал мертвым…) Загадочность народа-сфинкса, являющего порой возвышенную красоту своего духовного мира. Тщета земного, суетность человеческих стремлений, людская несправедливость и непонимание поэта толпой.
В его строках все чаще звучит тоска одиночества с редким: проблесками счастья. Порой автор поднимается до понимания бессмертия творческих постижений. Всему как бы придается нужная и законченная форма.
Всеми подведен итог. “Я узнал тебя; богиня фантазии! Ты посетила меня случайно – ты полетела молодым поэтам. О поэзия! Молодость! Женская, девственная красота!
В: только на миг можете блеснуть передо мною – ранним утро ранней весны!” Мысль, разум творца не может примириться с этой бессмысленностью и безнадежностью существования – разум ищет опоры. И находит ее в том, что стоит как бы над самой Природой] что создано не ею, а им самим – в языке. Язык для Тургенева не просто “средство к выражению мы ли”, но сама мысль. В языке народа – весь богатейший мир е: понятий, его миросознание, отображение духовной сущности человека, которая возвышает личность над бессмысленностью природного бытия.
К языку Тургенев обращался за поддержкой в своих сомнениях и поисках. Совершенство и богатство русского языка бы. для него доказательством духовного здоровья и величия народ “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” Перед самым концом жизни Тургенев вновь ищет и обретает опору в мыслях о русском языке.
Это стихотворение завершало цикл “Стихотворений в прозе” – самое совершенное, истинный шедевр мастера, итог итогов – “Русский язык”. Читая стихотворение, понимаешь силу великой любви писателя к родине, ее народу, гордость за принадлежность к России. Эту любовь Тургенев завещал и нам, современным читателям его произведений, и в первую очередь его стихотворений о природе, любви, красоте.
Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ло
вимые, Первые встречи, последние встречи. Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странною, Многое вспомнишь родное, далекое, Слушая ропот колес непрестанный.
Глядя задумчиво в небо широкое.
“Стихи в прозе” И. С. Тургенева