В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал “свинцовые мерзости” российской жизни. В рассказах “Челкаш”, “Супруги Орловы”, “Однажды осенью”, “Коновалов”, “Мальва” он создал образы “босяков”, людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе “На дне”.
В рассказе “Челкаш” Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он
Герои-“босяки” Горького не любят работать, они равнодушны к миру и презирают “порядочных” и “чистеньких”, иногда жестоки. Многие из них оказываются на “дне” жизни из-за слабости воли и характера. За это автор их осуждает. Таков герой Коновалов. Внешне он большой сильный человек, но в богатырском теле живет детская, наивная душа. Он только мечтает о счастье для всех людей. Сделать же хоть кого-то счастливым он не может. Неуверенность и слабость губят этого человека.
Орлов из рассказа “Супруги Орловы” ненавидит всех и все вокруг. По его словам, “серая жизнь” вызвала у него “беспокойство в сердце”. Он избивает жену, оправдываясь тем, что в его жизни только “работища да скучища, скучища да работища”. Мечты о героической жизни разбиваются о жалкую реальность. Судьба дает Орлову шанс стать полезным и поработать, борясь с эпидемией холеры. Но через некоторое время он разочаровался и в этом. Доктору Орлов советует не лечить больных в то время, когда здоровые умирают “от тесноты жизни”. Этот герой опускается на самое дно жизни.
В рассказах о “босяках” Горький выступает как талантливый писатель-реалист в описании среды и законов общества. При этом он романтизировал своих стихийных бунтарей. Вряд ли опустившиеся люди могли произносить такие пламенные речи о свободе и смысле жизни, как герои Горького.
Соотношение романтического идеала и действительности в ранних рассказах М. Горького