В наше нелегкое время люди стали все чаще обращаться к Богу. Истинная Вера помогает человеку найти свой правильный путь в жизни и не ошибиться. В трудные минуты молитва, обращенная к Богу, утешает, дает душевные силы и надежду на лучшее. Для многих Библия становится настольной книгой.
Слово Божие помогает нам жить, Вера влияет на наши судьбы, исцеляя и наставляя.
Много примеров этого мы можем найти в произведениях русской литературы. В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” этому аспекту придается огромное значение.
Не случайно о религии, пути к Богу, отношении к христианским заповедям рассуждают главные герои романа, но чувства и мысли автора выражает только Соня Мармеладова. С мой точки зрения, эпизод, в котором Родион Раскольников и Соня Мармеладова читают Евангелие, является центральным в произведении Достоевского.
Вчитываясь в один и тот же фрагмент о воскрешении Лазаря, герои по-разному его воспринимают, а ведь мы, читатели, помним, что Ф. М. Достоевский противопоставляет Соню и Раскольникова, их убеждения и переживания.
Для Сони в вере в Бога заключается смысл ее жизни. Страдания. Терпение, любовь – все познается героиней через Веру, глубокую и страстную, в которой она находит спасение и утешение, исцеление души. При чтении Евангелия в голосе Сони звучали радость, восторг, “она вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке”. Эмоциональное состояние героини писатель умело передает через деталь портрета: глаза Сони расширялись и темнели.
Таким образом, автор хотел показать, насколько сильна и искренна ее Вера.
Именно ее, такую хрупкую и наивную девушку, Достоевский призывает спасти Раскольникова. Соне мечталось, что он уверует в Бога, и тем самым произойдет его чудесное духовное исцеление.
Однако Раскольников настроен скептически и отрицает существование Бога. Заключительные слова легенды о Лазаре: “Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовавший в него”, – герой понимает как призыв к людям уверовать в него самого, в его теорию, как иудеи уверовали в Мессию.
Раскольников призывает Соню отречься от ее Веры и пойти с ним по его пути. Помочь в осуществлении целей. Она, по его мнению, должна оставить Христа, убедиться в правоте Раскольникова, поверить ему и попытаться вместе с ним искоренить страдания человеческие.
Герой делает Соню своей соучастницей, напоминая, что она тоже, пусть жертвуя ради своей семьи, загубила собственную жизнь и совершила преступление: “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою. Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной…”
Яростно сопротивляясь убеждениям Сони, Раскольников формулирует свое кредо, кредо маленького наполеона, который хочет безгранично владеть миром, осуществить “Царство Бождие” на земле исключительно по собственной воле: “Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!…”
Страдание Раскольникова, как он сам считает, – это великое страдание, а не то, которое проповедует Соня и благославляет христианство. Раскольников не понимает Соню, но, прикоснувшись к ее Вере, находит в себе силы следовать убеждениям этой удивительной девушки. Она, как светлый лучик, преображает главного героя, всеми силам своей Веры и любви помогает нравственному воскрешению Раскольникова.
Такова основная мысль автора. Не случайно в этом эпизоде Достоевский приводит краткие выдержки из Евангелия. Композиционно это очень важно соответствует авторскому замыслу: Лазарь умирает от болезни и воскресает, благодаря Чуду, которое совершил Иисус.
Также и Раскольников одержим своей болезненной идеей, подтолкнувшей его к преступлению, и автор верит в духовное воскрешение своего героя с помощью Сони. Эта героиня несет свет христианской правды как высшей Правды человеческой, в ее уста писатель вложил свои мысли об истинной Вере, слове Божием.
Соня спасает Раскольникова и до конца остается верна Богу. Раскольников открывает Евангелие, ведь эта Книга рядом с ним даже на каторге. Он признает убеждения Сони, но его признание в совершенном преступлении – это признание в собственной слабости и несостоятельности.
Герой не дает себе пощады за то, что не устоял и сломался, не смог “проверить” себя: “Тварь ли я дрожащая или право имею…” Сама же идея Раскольникова остается незыблема и непоколебима.
Герои верны своим убеждениям, хотя вера их очень разная. Но Бог един для всех, и он наставит на истинный путь каждого, кто ощущает Его близость. По мысли автора романа, каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает жизнь и свое место в ней.
Поэтому, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский пишет, что “… начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.
Итак, воскрешение человека – это великое дарование Богом новой жизни, но дается оно не каждому. Только те люди, которые способны на настоящий, великий нравственный подвиг, получают прощение и надежду на лучшую новую жизнь.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие