СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА ГЕНРИКА ИБСЕНА “КУКОЛЬНЫЙ ДОМ”
Г. Ибсен – известный норвежский писатель. Его творчество – высокое достижение так называемой “мещанской драмы”, которая особенно интенсивно развивалась в XVIII веке во Франции и Германии. Ибсен прошел школу романтического театра, создал основы “новой драмы”.
Вклад Ибсена в развитие театра чрезвычайно разнообразен, под влиянием драматурга были и представители социально-критического театра – Б. Шоу, Дж. Голсуорси, и драматурги-символисты – М. Метерлинк.
“Новая
Наследие Ибсена – множество пьес, написанных на злобу дня. Не все они понятны современному человеку, потому что многие проблемы, бурно обсуждавшиеся в эпоху Ибсена, уже потеряли актуальность.
В его драмах нашли отражение и зарождавшийся феминизм, и политическая жизнь тогдашней Норвегии. Главным в произведениях Ибсена является напоминание о нравственной ответственности человека за тот выбор, который каждый делает в своей жизни. Ибсен вступил в литературу во время так называемой “национальной романтики”. Он изучал саги – величайшее наследие скандинавов. Драматурга уже на раннем этапе интересовала духовная жизнь человека. История была привлекательна для него тем, что ее можно поставить на службу современности, герои прошлого должны воспитывать зрителя нового времени.
В новой драме 70-80-х годов нет фольклора ил и фантастики, перед зрителем – состоятельные норвежские семьи, их друзья и прислуга. Действие обычно происходит в одной комнате и концентрируется вокруг нескольких персонажей, которые на протяжении пьесы открывают перед зрителем свои новые и новые стороны. Часто бывает, что герой совершает какой-нибудь поступок, и лишь позднее выясняются обстоятельства прошлого, ставшие причиной этого поступка.
“Кукольный дом” – одна из самых популярных пьес норвежского драматурга. Сразу после постановки пьеса стала причиной жарких дискуссий и споров: Ибсена обвиняли в подрыве института семьи, религии, других общественных идеалов, оправдании “преступницы” Норы, бросающей мужа и троих детей ради поиска собственного пути в жизни. Эта пьеса Ибсена – убедительное доказательство его радикализма и максимализма, так как до Ибсена такой принципиальной, последовательной и уничижительной критики общепризнанных ценностей мировой театр не знал.
Ибсен избирает непосредственной темой своей драмы семью. История молодой женщины Норы, убеждающейся, что ее нарядный дом, заботливый и любящий муж, вся ее радостная жизнь были обманчивой видимостью, за которой скрывался грубый эгоизм Хельмера и ее собственное недостойное положение игрушки и наложницы мужа, – является типичным выражением внутренней лживости современного общества.
Об Ибсене говорили, что его пьесы начинаются там, где прежде они обычно заканчивались, где могла бы начаться еще одна новая пьеса.
Драматург не “дает ответы”, а лишь “ставит вопросы”.
Ибсен превращает драму в форум, на котором обсуждаются главнейшие проблемы, разрешить которые можно только совместными усилиями всего общества, и не в рамках художественного произведения. Героиня пьесы Нора страстно желает быть самой собой, поэтому так решительно и последовательно отбрасывает она все то общепринятое, что мешает ей и является препятствием для поисков собственного “я”. Категорично, полемично обостренно звучат основные выводы героини. Нора считает, что человек, не воспитавший себя, не имеет права воспитывать других, даже собственных детей.
По ее мнению, первая священная обязанность человека – не перед семьей, родиной и даже детьми, а перед самим собой. На вопросы “Может ли религия быть моральной поддержкой в жизни?”, “Справедлив ли закон?”, “Как можно воспитать себя?” нет готовых ответов.
Безусловно одно – нельзя верить тому, о чем говорят все. Нужно избрать путь одиночества и самому выяснить все вопросы. Нора упорно повторяет: “…Я должна сама подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них”, “Я хочу проверить, правду ли говорил пастор Хансен или, в крайнем случае, может ли это быть правдой для меня”, “Мне нужно выяснить, кто прав – общество или я”.
Ибсен призывает зрителей, у которых нет собственных взглядов на проблемы бытия, к поиску, чтобы они сказали, как Нора: “Я не знаю, но буду искать, а не бездумно повторять чужие мысли”.
В этой проверке нужно быть безжалостным к себе и стараться идти до конца, даже если это может быть причиной конфликта с окружающим миром, близкими людьми, обществом. По мнению Ибсена, от человека требуется совсем не так много: не говорить неправды и постоянно проверять на себе общепринятые идеалы.
Современники Ибсена говорили, что новая драма началась со слов Норы: “Нам с тобой есть о чем поговорить”. Уже сами эти слова были переворотом внутренней жизни женщины, которая почувствовала в себе силы освободить свое сознание от довлеющих над ним предрассудков. Нора решилась на очень трудный для себя шаг – проявить свою человеческую сущность, стать личностью наперекор обществу. Она не желает больше быть игрушкой, куклой, не способной мыслить. Она больше не будет послушно выполнять желания и прихоти других, а решительно и последовательно переступать через общепринятые нормы, которые стоят на пути обретения ее собственного “я”.
Нора оставила дом и семью, потому что разуверилась во всем, что ее окружало: на свете нет больше чудес, и потому Нора устремилась на поиски истины.
Проблемы Норы – это проблемы любого человека, а не только женщины.
По словам Ибсена, “то дело, за которое борются женщины, общечеловеческое. И те, которые внимательно прочитают мои книги, увидят это. Конечно, в них можно найти желание параллельно решить и женский вопрос, но это не главное”. Маленькая женщина поднимает бунт против общества, она не хочет быть куклой в кукольном доме.
Символ – “кукольный дом” – указывает на основную идею драмы – на забвение человеческого в человеке.
Финал пьесы открыт: непросто отбросить старые взгляды, еще труднее построить свой собственный новый мир, по неизвестным тебе принципам и в таком сложном обществе, в котором живет героиня.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА ГЕНРИКА ИБСЕНА “КУКОЛЬНЫЙ ДОМ”