Великая Отечественная война оставила свой неизгладимый след в душах людей. Теперь, когда многие годы отделяют нас от тех страшных событий, мы попрежнему, с нескрываемым душевным трепетом прикасаемся к страницам книг, приоткрывающим нам события тех далеких лет. Несколько поколений художников, среди которых были поистине замечательные (А. Твардовский, К. Симонов, М. Шолохов, Л. Леонов, В. Кондратьев и другие), вновь и вновь возвращались к изображению войны, используя всякую возможность сказать о ней правду.
Произведения Виктора Астафьева отличаются
Роман появился в начале девяностых годов на страницах “Нового мира”. Книга первая – “Чертова яма” – в 1992 году, книга вторая – “Плацдарм” – в 1994.
Название романа связано с одним из героев – сибиряком Колей Рындиным, символизирующим силу и мощь той части народа, которую обошла репрессивная машина, которая сохранила лучшие национальные черты: уважение к человеку, самодостаточность, стойкость, выносливость. Именно Рындин с великим убеждением рассказывает капитану Щусю о старообрядческом стихаре, где написано, что “все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут прокляты Богом и убиты”.
“Чертовой ямой” назван учебный батальон, в котором должны пройти обязательную подготовку новобранцы. Целая книга (книга первая) посвящена процессу “воспитания” бойцов доблестной Красной Армии. Отсутствие элементарной заботы о завтрашнем воине вопиюще: жизнь в полутемном подвале, в холоде, голоде, страхе и болезнях. Быт полка напоминает тюремный, ГУЛАГовский.
О нравственном климате в полку свидетельствуют несколько страшных запоминающихся сцен: пробуждение после первой ночи в казарме, случайное убийство “доходяги” Попцова одним из командиров, которого рота едва не подняла на штыки, показательный расстрел братьев Снегиревых за отлучку из расположения полка. Полк начинает нести потери еще до фронтовой действительности.
Центром второй книги является переправа через большую русскую реку. Это событие встречается и в творчестве Твардовского, Симонова, Гроссмана. Почему именно переправа? Потому что она позволяет показать степень участия в военных действиях самых разных подразделений войск снизу доверху. “Плацдарм” у Астафьева – картина величайшей безответственности сверху, когда победа могла быть достигнута исключительно за счет нечеловеческого напряжения низового состава армии.
Теснейшим образом с “солдатской линией” в романе “Прокляты и убиты” переплетается “линия партии”, на представителей которой обрушивается весь гнев автора.
Книга Астафьева многогеройна: многочисленные и пестрые персонажи ее то выступают как единая масса, то распадаются на великое множество разных личностей. При таком построении в ней практически нет главных действующих лиц, хотя несколько выделяется группа оставшихся в живых после переправы.
В романе Астафьев разрушает сложившиеся традиции изображения народа на войне. Он не является победителем. Автор заявляет, что народ смертен и уничтожим вследствие незалечиваемых ран, нанесенных не только фашистской армией, но, прежде всего своими – тоталитарной машиной, без совести и счета губящей русского мужика.
Народ в романе “Прокляты и убиты” не является героем, он – покинутый Богом, униженный страдалец, вынужденный воевать между двух страшных сил. Высокие понятия “доблесть”, “подвиг”, “героизм” – несоотносимы с изображенными в романе В. Астафьева событиями.
Роман получился не просто тяжелый и страшный, он не только поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить, – его отличает удивительная даже для Астафьева резкость, страстность, категоричность авторской интонации. Произведения этого автора выдержали проверку временем, именно благодаря этим качествам.
Сочинение-рецензия на произведение В. П. Астафьева “Прокляты и убиты”