Вольнолюбивая лирика А. С. ПушкинА берет свои истоки в событиях, которые происходили в обществе начала XIX века и которые волновали наиболее прогрессивных его представителей. Еще, будучи тринадцатилетним лицеистом, будущий поэт стал свидетелем торжества русского оружия над армией Наполеона, ставшего результатом Отечественной войны 1812 года. В это время юный Пушкин, как и многие его соотечественники, испытал невероятное чувство гордости за свой великий народ, отстоявший свободу родной земли.
Однако спустя короткое время всеобщее ликование
Примером тому может служить юношеская ода ПушкинА, героиней которой стала не царствующая особа, как было принято в то время, и не дама его сердца, а Вольность. Именно Вольности вслед за одним из первых русских революционеров Радищевым поклоняется молодой поэт, именно Вольности поет он славу. Пушкин у писателя XVIII века позаимствовал и название, и жанр произведения, тем самым выразив мысль о преемственности взглядов. Стоит вслушаться в то, каким гневным предостережением проникнуто обращение А. ПушкинА к владыкам, которые напрочь забыли о своем долге перед народом, вслушаться в то, как сильно в этой оде звучит голос протеста против беззакония и тирании:
“Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!”.
Однако А. Пушкин не призывает в своей оде к свержению царской власти, он лишь убежден в том, что такой великой страной, как Россия, должен править прогрессивный просвещенный монарх, человек, осознающий, какую ответственность он возлагает на себя, какую ответственность несет за каждый свой поступок, за каждое свое решение, и какая великая миссия на него будет возложена. Главным условием счастливой жизни народа А. Пушкин считал “с вольностью святой законов мощных сочетанье”. При этом поэт был глубоко убежден в том, что никакие алтари, никакие тюрьмы на оградят тирана от народной мести.
Подтверждением тому могут быть суровые примеры истории, о которых Пушкин упоминает в своих произведениях. Это и казнь французского короля Людовика XVI, который расплачивается за бесчисленные преступления династии Бурбонов, и смерть от рук придворных жестокого римского императора Калигулы, которая очень напоминает другое убийство – русского царя Павла I. Только в том случае, если монархи учтут жестокие уроки истории, их правление может быть славным и долгим:
“Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой”.
Однако это обращение поэта осталось без ответа со стороны власти, поскольку в планах царского правительства России не было коренного переустройства и освобождения народа. И поэтому в стихотворении “Чаадаеву” уже нет обращений к монархам, а все свои надежды и мечты поэт перенес на передовую российскую молодежь, которую он призывает “отчизне посвятить души прекрасные порывы”. В проникновенных строках этого послания чувствуется глубокая убежденность поэта в том, что именно тогда Отчизне как никогда были нужны те прекрасные качества, которыми обладали молодые представители дворянской молодежи.
Это образованность и честность, ум и энергия, горячая любовь к Родине и неугасимое стремление к свободе. Глубокая вера в лучшее будущее России звучит в таких словах А. ПушкинА:
“Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!”.
Спустя год А. Пушкин напишет стихотворение “Деревня”, в котором заметно, как поменялись взгляды поэта на положение в России. Пушкин уже не слишком надеется на прогрессивную молодежь, которая ограничивается лишь рассуждением о тяжелой жизни русского народа и его бесправии.
“Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?”.
В этих сроках хорошо видно, что пропала уверенность поэта в том, что действительно скоро над Россией зажжется “звезда пленительного счастья”. ПушкинЫм овладевают горькие сомнения и раздумья, поскольку к нему пришло осознание того, что мечта юности о лучшей жизни русского народа очень далека от осуществления. Однако до конца короткой, но такой яркой и удивительной жизни выдающегося русского поэта его не будет оставлять надежда на торжество свободы.
Эта надежда основана на его гуманизме и вере в человека, который должен в любых условиях оставаться верным и себе, и своим друзьям, “и дум высокому стремленью”. Сила веры поэта настолько велика, что позволяет ПушкинУ воочию увидеть желанную картину свободы:
“Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут”.
Но сколько же нужно было стойкости и мужества, чтобы в условиях того времени открыто заявлять о своих взглядах, не боясь при этом опалы и преследований. Поэтому А. С. Пушкин восхищает нас не только своим выдающимся поэтическим талантом, но своими высокими нравственными и моральными качествами. Недаром для своего младшего современника М. Ю. Лермонтова он стал идеалом поэта и пророка в своем отечестве, несшим в мир красоту и гуманность, свободу и доброту, счастье и радость.
Сочинение на тему: “Железный стих, облитый горечью и злостью” по лирике А. С. Пушкина