Блок предчувствовал революцию в 1905 году. Она свершилась. Тем не менее, вершившие ее лишь частично получили требуемое. Революция 1905 года сегодня, по мнению историков, являлась лишь предтечей революции 1917 года. Бунт 1905 года, кровавый мятеж, как иногда говорят, не решал многих проблем, назревших к тому времени.
Эти проблемы были очевидными и требовали изменений в обществе и вообще в устройстве страны. Люди разных профессий находились на идеологическом перепутье. Такая политическая и общественная аморфность продолжалась до 1917 года, когда окончательно
Все ждали решительных перемен от новой власти. Тем не менее, по-настоящему прогрессивные силы общества те, которые не позволили устроить хаос в своих умах, те, кто имел свое “я”, понимали ужас происходящего. Существуют две точки зрения о том, как принял революцию Октября Блок. Одна гласит – восторженно, он буквально воспел ей гимн в поэме “Двенадцать”. Другие полагают, что Блок в поэме вырисовывал все свои опасения и чаяния по поводу будущего страны, потому что понимал, что новое светлое будущее не строится на чьей-то крови.
Легко ли определить, какая же из указанных позиций верна? Для этого необходимо обратиться к символике образов поэмы. Композиционно произведение состоит из двенадцати главок, последовательно развертывающих сюжет. Почему же вся поэма построена на числе двенадцать?
Название, композиция и двенадцать гвардейцев? Упоминание о Христе в этой связи наталкивает на сопоставление с легендой о двенадцати апостолах шедших за Спасителем учениками. Однако этот образ имеет реальную почву: патрули красногвардейцев действительно состояли из двенадцати человек.
Слова: “Эка тьма!” – свидетельствуют о глубокой ночи; можно предположить, что это полночь. Тогда число двенадцать – смена дня и ночи. Теперь в это время “нет городового” и “над невской башней тишина”. Двенадцать является и магическим числом, поскольку оно в древних учениях является символом перемен и свершений. Выходит, перемены происходят без городового, то есть без определенной власти, без правящей и направляющей силы.
Контраст и дисгармония образуют динамику поэмы. Это резкие стилевые столкновения. Неожиданность, цветовой или ритмически диссонанс, размерный контраст и в то же время многоголосие: выкрики, призывы, стих-плакат, стих- молитва, частушка олицетворяют сой, смещение.
Короткие, рубленые строки и растянувшиеся фразы перемежаются с паузами, которые заполняются ощущением огромного пространства, насыщенного грозным революционным воздухом. Обилие символических образов, ритмов, динамика и мелодика поэмы подчеркивают ее народность, а потому и значимость. Блок раскрыл личности участников революции живыми чувствами: любовь Петрухи, стенания старухи и т. д. Тем не менее, рисуя образы красногвардейцев как жестоких, но все, же способных на любовь Блок заставляет читателя задуматься о том, что все представители обоих миров, пусть даже борющихся – люди.
Сочинение на тему: “Образы-символы в поэме А. Блока ДВЕНАДЦАТЬ”