Зинаида Гиппиус была одним из представителей символистов поэтического серебряного века. Ее поэзию можно охарактеризовать как философскую и политическую. Философия политического мира Зинаиды Гиппиус заключалась в двусмысленности, бунтарстве и противоречивости.
Что нашло отражение в ее стихотворении “Противоречие”. Противоречие Гиппиус заключалось в одновременном отрицании Бога и любви к нему, неверии и потребности в вере, самоутверждении и самоуничтожении, сознании греховности и жажде любви, возмущения и смирения. Кажется,
Поэтесса стремится ввысь, к “небу”, “в лазурь” и в то же время небо у нее “как плита могильная” . В ее философских стихах отсутствуют приметы материального мира, ей дорого все отвлеченное. Слово “душа” – центральное в поэзии Гиппиус. По мнению поэтессы, душа – это безверие, отчаяние, пессимизм. Она создает мир, лишенный пластики, ее речь состоит из слов-силуэтов, слов-отражений, передающих состояние души поэта, устремление к Богу, к Истине, “молчание бесконечное”.
Для Гиппиус молчание – истинно религиозное состояние. По мнению критиков, молитва и молчание в сознании Гиппиус глубоко взаимосвязаны. Человек, хранящий в себе эту тайну Бога, может выразить ее только молчанием.
Все слова обманчивы. Судя по всему, Бог для Гиппиус – также тайна. Согласно поэтической философии Гиппиус, на жизненном пути, который ведет к Смерти и к Богу, человека спасает Любовь. Любовь, как верила Гиппиус, не “земное”, плотское чувство, в напротив, – высшее, духовное, астральное. Любовь, по мнению поэтессы, божественна по своей природе, она соединяет человека с Богом.
Свое понимание любви Гиппиус высказала в стихотворении “Посвящение”. В центре мировосприятия Гиппиус была не жизнь, а мысль. Главенствующим в поэзии писательница считала интеллектуальное начало.
С интеллектуальностью в поэзии Зинаиды Гиппиус вошла тема ницшеанства: “Безмерное Я”, “Большая идея”. “Я” властвует во многих стихотворениях поэтессы, особенно в таких, как “Молитва”, “Я”, “Качание”, “Свобода”. Политические стихи З. Гиппиус были исполнены гневом. Она считала, что главный признак человека и человечности – это ответственность за свои взгляды и свершения. Но революции 1905 и 1917 годов не оправдали надежды и не соответствовали ее принципам.
По мнению современников, Гиппиус страдала, что многие главные большевики неправильно поняли суть революции, что они совершенно не заботятся о будущем России. Возмущенная варварским поведением некоторых большевиков, она создала формулу, ставшую афоризмом: “Все расхищено, продано, предано… ” Философская и политическая лирика Зинаиды Гиппиус, несмотря на противоречивость и двусмысленность, была интеллектуальной, утверждала силу веры, патриотизм, любовь
Сочинение на тему: “Философская и политическая лирика З. Н. Гиппиус”