“Слово о полку Игореве” – прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения”.
В. Г. Белинский
“Слово о полку Игореве” – удивительный памятник Древней Руси.
800 лет отделяют нас от той поры, когда Новгород-Северский князь Игорь Святославович решил самостоятельно совершить поход в Дикой поле, как пращуры некогда называли южные степи, где бродили половцы, совершая разбойничьи набеги на города и веси. Этот поход не был удачным. Войско, оказавшись в земле Незнаемой, страдало
Крупнейшие события запечатлевались историей, оставив, как след в памяти, одну-две летописные строки. Игорю Святославичу невероятно повезло, – его образ оказался запечатленным в замечательном лироэпическом творении XII столетия – в “Слове о полку Игореве”.
В основе “Слово о полку игореве” лежат исторические события: поход на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
Однако автор “Слова” превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба. Начиная с XI до конца XII века, когда было написано “Слово”, Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были княжеские междоусобицы, другим – набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. “Если, – говорил Владимир Мономах князьям, – мы не прекратим междоусобиц… то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую”.
Мнение автора “Слова” схоже с Вл. Мономахом, не случайно автор призывает прийти на помощь Игорю не только тех князей, которые были в этом непосредственно заинтересованы, так как их уделы могли стать объектом половецкого набега, но и владимиро-суздальского князя Всеволода Большое гнездо. Автор “Слова” настойчиво подчеркивает основную идею: необходимость единства князей в борьбе со степняками, необходимость прекращения усобиц – войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев.
Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой идеей все “Слово”. Она раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, изображенных в “Слове”, она определяет композицию произведения, его язык.
Автор пишет об обширных пространствах своей родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах, делает участниками событий разных птиц и зверей, населяющих его страну. Даже животные не остаются равнодушными к событиям, рассказанным на страницах произведения. Призывая к единению, автор также говорит, что природа этого желает, только после объединения может быть достигнут мир, и люди вместо войн будут любоваться этой природой.
Но Русская земля для автора “Слова” не только природа и русские города, это, прежде всего, русский человек.
Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который “навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую”. Игорь – храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование – солнечное затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Но, несмотря на все эти благородные качества, Игорь, возможно, несколько эгоистичен, ибо стремиться помимо защиты Родины еще к одной цели – славе себе и своей дружине.
Поэтому Игорь не просит помощи у других княжеств, идет на Половцев с одною лишь дружиною и претерпевает поражение, даже попав в позорный плен. Князь Игорь в произведении своеобразный антипример, демонстрирующий то, что может произойти со всей Русью, если не объединиться и не напасть на половцев объединенною дружиною.
Особый светлый образ русской женщины дан в “Слове” в лице Ярославны, жены князя Игоря. “Плач” Ярославны передан в духе народной поэзии. Этим приемом автор подчеркивает народность Ярославны. В целом, этот образ можно рассматривать и как символ русской земли, родины, матери, любви – так много в себе объединяет образ этой русской княгини. Ее устами говорит не княгиня, а простая русская женщина, любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время бегства из плена.
Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с ее мужем. Для Ярославны поражение русских воинов – большое личное несчастье, и, так как княгиня – собирательный образ всех русских женщин, их плач это ее “плач”.
Нельзя не сказать и еще об одном герое “Слова” – Святославе, который произносит свое “златое слово”. Оно выражает основную идею произведения, в этом слове Святослава живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь.
Интересным может стать наблюдение за “характером” Русской земли как родины. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором в “Слове” очень ярко.
Доброта и надежда на светлое будущее для автора – основа отношения к миру.
“Слово о полку Игореве” – это не воинская повесть в смысле этого слова. Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 года, он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории.
Билет 1 Вопрос 2 “Тема любви в поэзии И. А. Бунина”.
В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что – то неповторимое, индивидуальное в этой теме. У Бунина любовь не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком.
Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.
Цикл рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи” создавался в эмиграционные годы с 1938 по 1949 в очень тяжелое и драматичное для писателя время. Бунин, будучи уже старым человеком, снова и снова переживает в своих воспоминаниях любовь в очень разных, порой странных проявлениях. Сам Бунин так говорит об этой книге: “Это книга о любви с некоторыми смелыми местами.
В общем, она говорит о трагичности и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни”
В “Темных аллеях” Бунин воспевает любовь во всех ее проявлениях: когда она остается неузнанной; когда она чуть теплится, но не вспыхивает; когда она переходит в страсть. Любовь в произведениях писателя не терпит длительности, так как, чтобы она не иссякла, не сошла на нет, необходимо расставание, расставание навсегда. Если герои не расстаются по своей воле, вмешивается рок.
“Натали” – это рассказ из цикла “Темные аллеи” о роковой любви, которая преследовала героя на протяжении всей жизни.
Герой рассказа приезжает в имение своего дяди с четким намерением, он хочет “нарушить свою чистоту, искать любви без романтики”. И такую любовь дает ему его кузина Соня, в которую он когда – то был влюблен. Однако, познакомившись с Натали, молодой человек уже не может забыть эту девушку с “золотыми” волосами и глазами как “черные солнца”.
Соня и Натали – два совершенно противоположных человека. Несмотря на то, что девушки одного возраста, Соню Виталий сравнивает с “только что вышедшей замуж молодой женщиной”, Натали же “казалась чуть не подростком”. Отношение героя к обеим девушкам также различно.
Молодого человека терзают противоречивые чувства, он “все дивился, ужасался: за что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней”.
Однако, Бунин ясно дает понять, что настоящая любовь бывает только раз в жизни, и у Виталия эта любовь именно к Натали, “одна мысль, о которой уже охватывает его таким чистым любовным восторгом…” Уехав из имения, молодой человек не вспоминает о своей страсти к Соне, о минутах, проведенных с ней, а Натали не может забыть, помнит о ней, и любовь к этой девушке живет в течение всей жизни.
Через много лет влюбленные снова встречаются уже другими, взрослыми людьми, многое изменилось в их жизни, осталось прежним только одно – их неугасающая любовь друг к другу. Они полностью отдаются своему искреннему чувству, наслаждаясь теми недолгими мгновениями счастья, которые подарила им судьба.
Любовь в изображении Бунина всегда трагична, у нее нет будущего. Но, несмотря на это, писатель глубоко убежден, что любовь – это величайшее счастье в жизни. Бунин пишет: “…разве бывает несчастная любовь?…разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?” Любовь в понимании писателя – это таинственная стихия, ослепительная вспышка, озаряющая жизнь человека и наполняющая ее новым особым смыслом.
“Бунин с удивительным искусством возводит прозу в сан поэзии”.
Юлий Айхенвальд
Мир прозы Бунина также удивительно гармоничен, как и поэтический мир. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни прекрасному.
Любовь всегда была одной из главных бунинских тем. В ней с наибольшей силой проявляется томящее писателя противоречие: прелесть, мощь жизни – и обреченность краткость ее. Любовь может быть внезапной и стремительной, как солнечный удар, но никогда прочной и долгой.
Мелькнуло блаженство, и потянулась прежняя жизнь, теперь, после счастья, вдвойне невыносимая. Герои и героини Бунина гибнут, изменяют любимым, теряют возлюбленных на войне, внезапно уходят в монастырь. .. Так или иначе, у любви нет будущего. Иногда кажется, что Бунин разлучает и губит героев искусственно, хотя за этими неизменно мрачными развязками стоит его давнее убеждение: настоящая любовь слишком близка к смерти, настоящая страсть не выдерживает испытания жизнью.
Советские подростки 60-70-х гг. зачитывались Буниным: их поражала та мера откровенности, с которой писатель говорит о любви, в том числе и о темной, порой неизменной ее стороне. “Разность горячих и прохладных мест ее тела потрясала больше всего” – эта фраза из последней части “Жизни Арсеньева” знаменует новую степень достоверности и точности в описании эротического переживания. Сознание, не привыкшее к изображению любви физической, иногда воспринимало художественную смелость как порнографию. Сам Бунин не отрицал, что в некоторых его рассказах есть “откровенные места”.
И устами одного из своих героев ответил на обвинения блюстителей морали: “Сочинитель имеет такое же полное право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каковое во все времена представлено было в этом случае живописцам и ваятелям: только подлые души видят подлое в прекрасном или ужасном”.
В 1943 г. Бунин опубликовал первое издание книги рассказов о любви “Темные аллеи” . Он писал эту книгу в тяжелейшее время фашистской оккупации, фактически на грани гибели, и, быть может, оттого очарование любви в ней так смертельно, так остро. Всякое обладание иллюзорно, в том числе и любовное. Прелесть земли тем и мучительна, что мимолетна; закат не унесешь с собой; вечной любви не может быть хотя бы потому, что невозможно жить вечно.
Единственное, что удается вырвать у смерти и хаоса, – слово: в нем Бунин запечатлел то, что постоянно ускользает в жизни.
Цикл “Темные аллеи” И. А. Бунина состоит из 38 рассказов написанных во время второй мировой войны. Среди них “Натали”, “Ворон”, “Визитные карточки”, “В Париже” и многие другие.
Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви. Рассказ “Темные аллеи”, давший название циклу, написан в 1938 году.
Сюжет рассказа основан на встрече героев после тридцатилетней разлуки. Главная героиня – бывшая крепостная крестьянка Надежда. Хозяева дали ей вольную, она смогла устроиться в жизни, благодаря своему умению “хозяйствовать” и уму. Она красивая, несмотря на свой возраст. Надежда так и не вышла замуж.
Причина этого – ее любовь к Николаю Алексеевичу.
Николай Алексеевич – дворянин, пренебрежительно относящийся к низшему сословию, военный, сделавший хорошую карьеру. Личная жизнь героя не сложилась: жена, которую он “без памяти любил”, “оскорбительно” бросила его; сын, которого он обожал, на которого возлагал все надежды, “вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…”
В молодости Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга. Николай Алексеевич “очень бессердечно” бросил Надежду, она даже хотела “руки на себя наложить”. Продолжая любить, она не могла простить ему предательства.
Герои расстаются и во второй раз – навсегда. И страшно звучат слова Надежды о том, что нет в ее сердце прощения за то зло и несчастье, которое она пережила столько лет назад.
Николай Алексеевич, как и большинство героев-мужчин И. А. Бунина, слабый человек. Предрассудки смогли победить в нем любовь. Он считает отношения с Надеждой “историей пошлой, обыкновенной”, но при этом понимает, что именно Надежда “дала ему лучшие минуты жизни”, потеряв ее, он потерял самое дорогое, что имел в жизни.
В небольшом лирическом рассказе практически отсутствует сюжет. Все повествование “держится” на описании чувств героев. При этом сам автор остается как бы в стороне – нет его отношения ни к поступкам героев, ни сочувствия их состоянию. Бунин не поучает читателя, не читает нотаций.
Каждый читатель пытается все понять и решить для себя сам.
Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному.
У него не было понятия женского греха, как в “Анне Карениной”, “Войне и Мире” Л. Н. Толстого, не было восторженного, неприязненного отношения к женскому началу, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.
“Слово о полку Игореве” – призыв к объединению Русской земли”