“Олеся”. Противопоставление уродующей человека цивилизации и естественной жизни на лоне природы. Внучка “лесной колдуньи” – прелестная дикарка. Стадии развития любовного чувства героя: легкая и сладкая грусть, период томлений, первое объяснение в любви, наконец, “волшебная, чарующая сказка”. Любовь как естественное и гармоничное состояние человека.
Поэтическое изображение природы. Богатство внутреннего мира героини. Причины ее трагической судьбы .
“Гранатовый браслет”. “Гранатовый браслет”. Любовь как высочайшая жизненная ценность. Основа повести – подлинные события. Романтическое изображение любви.
Психологизм Куприна. Роль музыки в творчестве Куприна. Мастерство Куприна-реалиста.
“Поединок” – конфликт повести строится на отношениях подпоручика Юрия Ромашова с полковой дамой Шурочкой Николаевой. Юрий Ромашов – мечтатель, чувствительный и ранимый молодой человек. Он идеализирует свою возлюбленную – Шурочку, мечтающую о “большом, настоящем обществе”, о поклонении и лести. Юрий непрактичен, в окружающем его мире он кажется незащищенным, он склонен больше отдавать, чем брать – гибель его в чем-то закономерна.
Когда в любви Ромашова и Шурочки наступает спад, на Ромашова наваливается серость, тоска и тяжесть скучной службы, жизни в городке. В сознании Ромашова наступает кризис, идеалы меняются. “Обновленный” Ромашов вступается за рядового Хлебникова. И все-таки в нем еще происходят юношеские метания, резкие переходы от эйфории к самоуничижению, он для себя по-прежнему – центр мира, и неустойчивость своей жизни, нравственная неудовлетворенность воспринимается Ромашовым как неустойчивость и хаотичность всего мира.
Индивидуализм Ромашова становится причиной трагической его гибели.