Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где
Вершина – текст стихотворения,
Ось конуса – анализ формы,
Основание – истолкование содержания.
1. С чего начать?
– ассоциации, которые вызывает стихотворение;
– настроение, которое создает стихотворение
– мысли, которые оно вызывает
– факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению
– рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта
– суждения
– цитата из стихотворения;
– отзыв о стихотворении критика.
2. Тема и идея. Заглавие.
Тема – о чем стихотворение?
Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна. Чтобы определить идею можно применить один из вопросов:
Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?
Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение?
Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.
Привлечение каналов восприятия:
Что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?
3. Анализ художественной формы с целью “создания” содержания.
Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.
1) Жанр.
– эпиграмма
– эпитафия
– элегия
– ода
– послание – стихотворное произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания
– сонет – стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия и два трехстишия.
2) Принадлежность к определенному литературному направлению :
Сентиментализм романтизм
Реализм символизм
Акмеизм футуризм
3) Композиция.
Деление на смысловые части
Строфическое и синтаксическое членение.
4) Ритм, рифма, рифмовка.
Основа всякой поэтической вещи – ритм – “основная сила, основная энергия стиха” .
Ритм – – периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.
Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.
Рифма – инструмент в поисках смысла.
О. Мандельштам
Рифма – одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк.
Рифма может быть
Богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному,
Бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков.
Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные
Рифмовка
Смежная ААББ
Перекрестная АБАБ
Опоясывающая АББА
5) Особенности языкового оформления.
Синтаксис
Морфология
Морфемика
Звуковая организация – способы акцентирования в сознании определенных строк: ассонанс
Аллитерация
Лексика : синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.
Тропы :
– аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы – гипербола – художественное преувеличение,
– ирония – скрытая насмешка – литота – художественное преуменьшение – метафора – скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА – метонимия – сближение, сопоставление понятий по принципу смежности
– оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов
– перифраз – описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания
– сравнение – А как В, А похоже на В, АВ – эпитет – художественное определение – олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами
Стилистические фигуры – обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов называют различные синтаксические конструкции, речи.
Анафора антитеза инверсия
Эпифора градация парцелляция
Бессоюзие многосоюзие синтаксический параллелизм
Риторические вопрос, восклицание, обращение
4. Чем закончить?
Подвести итоги.
Какие чувства отражены в стихотворении?
О чем все-таки оно?
Ч. Т.Д.
Шаблон анализа лирического стихотворения