В литературных произведениях XIX в. сцена бала играет важную роль. Чаще всего писателей интересовала жизнь дворянства, их целью было как можно более подробное изображение высшего сословия. Но трудно описать дворянство в целом, останавливаясь лишь на его конкретных представителях. Для того, чтобы завершить, подытожить свой рассказ, автору необходимо собрать всех интересующих его персонажей в одном месте.
Для этого идеально подходит сцена бала, где можно увидеть и так называемых “тузов”, и обедневших дворян, и помещиков, и чиновников,
Итак, важнейшая функция сцены бала – показать общество и его нравы. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” поставлена цель познакомить читателя с так называемым фамусовским обществом. В начале пьесы появляется такой яркий образ, как Фамусов. Это московский барин “старой закалки”. Он решительно не приемлет никакого вольнодумства и не выносит образованности.
Чацкий поначалу вызывает в нем глухое раздражение, которое затем перерастает в гнев. Напряжение конфликта между Фамусовым и Чацким растет, оно достигает высшей точки как раз в сцене бала, когда против Чацкого выступает не один Фамусов, а все московское общество. В описании сцены бала в доме Фамусова Грибоедову удалось выполнить крайне сложную задачу: показать все пестрое разнообразие, которое представляло собой московское общество.
Бурю негодования вызвано критическое изображение “тузов”. Эта, в общем, грозная сила показана Грибоедовым как сборище тупых и ограниченных самодуров. Они везде подозревают крамолу и вольнодумство, резко критикуют образованность. Грибоедов одновременно откровенно издевается над их излишне консервативным мышлением и ужасается той вольности, которую те себе позволяют по отношению к собственным крепостным. Но внимание читателей также привлекают более мелкие фигуры, такие как Молчалин, Загорецкий и Репетилов.
Эти образы дополняю картину, написанную ярко и живо, но в весьма мрачных тонах. Мелкие прихвостни и подхалимы не могут вызвать уважение Чацкого, которому “тошно прислуживаться”, что ставит его гораздо выше всего общества.
Однако не только Грибоедов использовал сцену бала для характеристики дворянского общества. В “Мертвых душах” мы также можем найти похожие эпизоды. В самом начале поэмы описывается собрание у губернатора, где Гоголь знакомит читателей с действующими лицами: помещиками и чиновниками. Автор притворно серьезно говорит о том, какие замечательные люди были в городе N. И губернатор – добрейшей души человек, и председатель – преприятнейший человек, и почтмейстер – золото, а не человек.
Все эти сатирические описания сразу наводят читателя на определенные размышления. И его догадки о том, что на деле и чиновники, и помещики – серые и ограниченные личности, находят все больше и больше подтверждений. Когда все сели играть в карты, проявилась истинная натура каждого: кто-то “наложил нижнюю губу на верхнюю” и оставался в таком положении до конца игры, что, естественно, не говорит о духовном богатстве личности, кто-то выкрикивал более чем странные реплики.
И уже перед поездкой Чичикова за город к помещикам у читателя складывается мнение об обществе как о сборище самовлюбленных глупцов. И, конечно, окончательно укрепляет это мнение описание бала, где все наперебой пытаются завоевать расположение Чичикова, мнимого миллионщика, а потом подхватывают и распространяют сплетни о нем.
Помимо просто изображения общества, с помощью описания бала можно показать различие деревенского и городского дворянства, как, например, в “Евгении Онегине”. Здесь Пушкин использовал прием антитезы, противопоставляя сцену бала на именинах Татьяны в деревне и сцену бала в Петербурге. Простодушные обитатели деревни, хотя и пытаются следовать моде, не выдерживают сравнения с блестящим, но высокомерным городским обществом. Пушкин по-доброму иронизирует над простодушием жителей деревни, он сочувствует им.
Изображая же бал в Петербурге, автор весьма сдержанно описывает блеск нарядов, неторопливую беседу на французском языке. За этим скрыт намек на лицемерие и притворство, царящие в свете.
Отсюда следует, что еще одна важная функция изображения сцены бала – выражение авторской позиции. Пушкину неприятно блестящее общество Петербурга, ему ближе искренние, хотя и наивные жители глубинки. Автор напоминает читателю о временах, когда все было по-другому, когда люди, забыв о чинах, лихо отплясывали друг с другом так, что “тряслися, дребезжали рамы”, а паркет “трещал под каблуком”.
Теперь же это осталось лишь в далеких деревнях, представители высшего света скользят по лаковым полам. Намек совершенно ясен: общество тоже стало “скользким”, автор сетует, что исчезла искренность, появилось лицемерие и ханжество, он фактически презирает петербургское общество. В этом и есть выражение авторской позиции, как и в сатирическом изображении Грибоедовым фамусовского общества, а Гоголем – собирательных образов чиновников и помещиков на балу у губернатора.
Сцены бала играют еще и важную композиционную роль, существенно влияют на ход действия. Чаще всего это кульминационные моменты, когда решается судьба героев.
На балу, где много разных людей, легко распространяются сплетни. Из-за каприза Софьи Чацкий предстал сумасшедшим. Теперь это мнение нельзя разрушить, судьба Чацкого предрешена, ему ничего не остается, кроме как покинуть дом Фамусова.
Кульминационный момент “Мертвых душ” – тоже сцена бала. Внезапное появление Ноздрева, его болтовня о мертвых душах, купленных мнимым херсонским помещиком, решает судьбу мошенника. Слова Ноздрева заронили сомнение в души чиновников, и они отшатнулись от Чичикова.
Когда же все подтвердилось, предприниматель, потерпевший фиаско, вынужден был спешно покинуть город.
И в “Евгении Онегине” судьбы героев решаются на балах. Ведь именно тогда произошла ссора Ленского с Онегиным, на балу в Петербурге Евгений вновь встретил Татьяну и влюбился в нее.
Итак, значение сцены бала в произведениях Грибоедова, Пушкина и Гоголя очень велико. С помощью описания балов авторы выражают свое отношение к дворянскому сословию, это очень точные зарисовки, рассказывающие читателю о нравах дворянства того времени.
Сцена бала и ее идейно-художественная роль в произведениях Грибоедова, Пушкина и Гоголя