“В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем”, – объяснял замысел своей комедии Гоголь. Изображая злоупотребления в уездном городе N, от которого “хоть три года скачи, никуда не доскачешь”, писатель обличает всю чиновничью николаевскую Россию, погрязшую в казнокрадстве, взяточничестве.
В пьесе нет ни одного положительного персонажа; все они порочны, как порочна система в целом. В каждом из чиновников представлен какой-нибудь отдельный порок. Но всех их объединяют
Их пронизывает страх перед Хлестаковым, который представляет будто бы столичную власть.
В комедии “Ревизор” Гоголь показал “корпорацию разных служебных воров и грабителей”. Уже в авторских характеристиках, предваряющих пьесу, кратко очерчена суть персонажей. Городничий “хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”, Ляпкин-Тяпкин -“человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумец”, Хлестаков -“без царя в голове.
Говорит и действует без всякого соображения”.
Красноречиво говорят о персонажах и их фамилии: частный пристав Уховертов, лекарь Гибнер, почтмейстер Шпекин, судья Ляпкин-Тяпкин.
Гоголь дает яркие портретные характеристики в письме Хлестакова своему приятелю в Петербург. Так Землянику – попечителя богоугодных заведений он называет “совершенной свиньей в ермолке”. У каждого героя подчеркивается какое-то наиболее выразительное свойство, характеризующее его не столько как индивидуальность, сколько как социальный тип.
Гоголь рисует не галерею уездных чиновников, а создает их обобщенный групповой портрет, на переднем плане которого – Городничий и Хлестаков.
Городничий, узнав о приезде ревизора, призывает подчиненных навести в их учреждениях хотя бы внешний порядок. Почтмейстеру Шпекину он дает задание узнать, “что за птица такая едет”. Понимая, что это противозаконно, Городничий предлагает “для общей пользы всякое письмо этак немножко распечатать”.
А Шпекин и так этим постоянно занимается. Попечителю богоугодных заведений Городничий приказывает, “чтобы больные были чистые, не походили на кузнецов”, “да лучше бы, чтоб их вообще было поменьше”. Земляника успокаивает Городничего, что у них хорошие методы лечения: “…лекарств дорогих не употребляем.
Человек простой: если умрет, то и так умрет: если выздоровеет – то и так выздоровеет”.
Чиновники изображаются Гоголем сатирически. Определяющими приемами являются гипербола и гротеск. Безгранично самоуправство Городничего – он присваивает деньги, собранные на строительство церкви, приказывает высечь розгами унтер-офицершу. Под стать ему и чиновники рангом поменьше.
Судья Ляпкин-Тяпкин уверен, что в его делах “сам Соломон не разрешит, что правда и что неправда”. Врач Христиан Иванович Гибнер ни слова не знает по-русски: понятно, как он лечит больных. Судебный заседатель постоянно пьян, но всех удовлетворяет его объяснение, что “в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою”.
Учителя в гимназии метко характеризуются Городничим: “Умный человек – или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси”.
Провинциальное чиновничество предстает как коллективный портрет в реплике Городничего: “Ничего не вижу: вижу какие – то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…”
Все пороки столичного чиновничества воплотил в себе Хлестаков. Он честолюбив, пошл. Чего стоит философия его жизни: “Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия”.
Главная черта Хлестакова – мнимая значительность и неоправданные претензии при внутренней пустоте и ничтожности. Рассказ Хлестакова о его петербургской жизни полностью очерчивает представление ограниченного человека о жизненном идеале и вершине карьеры. Образ Хлестакова построен на сатирическом гротеске.
Гоголь, сатирически заостряя типические свойства персонажей, создал нарицательные образы общечеловеческого значения. Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, унтер-офицерская жена, Добчинский и Бобчинский воплотили отрицательные черты с такой силой и полнотой, что стали названиями определенных явлений действительности.
Идейный смысл комедии, намеченный в эпиграфе “Неча на зеркало пенять, коли рожа крива”, раскрываясь в действии комедии, достигает своего патетического завершения в восклицании Городничего: “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!”
Сообщение о появлении настоящего ревизора после того, как все “деяния” чиновников вышли наружу, воспринимается как грядущее наказание. Немая сцена несет символическую нагрузку.
Сатирические образы чиновников в комедии “Ревизор”