В самом конце XIX и первые два десятилетия XX века русская литература переживала период необычайного подъема. Это время известно нам под названием “серебряного века”. “Серебряный век” русской поэзии своими корнями уходил в “век золотой” – творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета. В этот период русские поэты проявляли интерес к формальным изыскам в своем творчестве, в изобилии изобретая их вновь или воскрешая из забытья. Это в полной мере относится как к форме стиха, так и к поэтическим образам.
Поэты обращали
Все это было естественным проявлением закономерного развития человеческого духа. На стыке веков жизнь воспринималась человеком как своего рода итог исчерпавшей себя цивилизации, как преддверие неминуемой катастрофы, как начало Апокалипсиса. Эсхатологическими настроениями были пронизаны философские, научные, религиозные и художественные пророчества, которые щедро предлагались обществу.
В стихотворении “Возмездие” А. Блок точно передает смятенное настроение растерянного человека на стыке эпох:
И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне…
Человек оказался как бы на краю пропасти. В обстановке “пира во время чумы”, обуреваемый тревожными предчувствиями, высокими и низкими страстями, он вел себя соответствующим образом. Вот почему бешеной популярностью пользовались астрологи, оккультисты, мистики и низкопробные шарлатаны.
Подобная обстановка в обществе не могла не сказаться на творчестве русских писателей. Русские поэты обратились к экспериментаторству. Высшим критерием художественности стала индивидуальная неповторимость, оригинальность поэтического стиля.
Даже самый скромный поэт ощущал себя всемогущим творцом созидаемого космоса.
Новый всплеск творческой активности подвигнул многих русских поэтов начала XX века к романтизму. Но это не был романтизм, который господствовал в русской литературе во времена Жуковского, Пушкина и Лермонтова. Главным отличием нового романтизма была иная модель мира.
Поэтому представители разных модернистских направлений не столько были, сколько хотели казаться романтиками. Например, символисты А. Блок, А. Белый, В. Соловьев считали, что в поэзии живо только то, что мерцает сквозь темноту символа.
Концепция символа как вечного, неподвластного течению времени образа заставляла символистов пристально вглядываться в прошлое, чтобы отыскать в нем ростки настоящего и будущего. Как у А. Блока: “Прошлое страстно глядится в грядущее…”.
В поэзии символистов обострено чувство памяти, их взоры обращены в далекое прошлое – к культурным истокам в разных традициях. Символисты обратились к русской фольклорной и литературной традиции, утвердили в сознании современников привлекательность экзотического опыта.
В творчестве поэтов “серебряного Века” нельзя не заметить их магнетическое тяготение к Жизни и Смерти. Напряженный диалог между ними особенно остро ощущается в поэзии В. Брюсова. Вечное противостояние Жизни и Смерти, “таинственная близость между страстью и смертью”, увиденная в “Египетских ночах” Пушкина, бренность земного величия и бесконечная перспектива Вечности составляют у В. Брюсова целостное единство.
Сюда же следует добавить понятие творчества, поэзию и любовь как способы преодоления Смерти, романтическую идею несовместимости и непонимания поэта-творца и толпы, настойчивое обращение к образам Библии, мифологии, истории и литературы.
“Серебряный век” стал целой эпохой в русской литературе. Нас отделяет от нее одно столетие – ровно столько, сколько минуло от начала “золотого века” до “серебряного”. А потому логично было бы окрестить наше время “бронзовым веком”.
В нем мне видятся имена таких широко известных поэтов-песенников, как К. Никольский, Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук, В. Цой и И. Тальков. В их стихах-песнях выражается острое дыхание нового времени – того, в котором мы сегодня живем. И лозунгом этого времени вполне могли бы стать строки В. Цоя: “Перемен! Мы ждем перемен!”
Русская поэзия на стыке XIX и XX веков