“Горе от ума” – это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать читателя и сегодня, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох.
В высказываниях различных персонажей возникают реалистический образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, нравы барского общества и вечный конфликт двух поколений.
Конфликт комедии углубляют внесценические персонажи. Их
Все внесценические персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фамусова. Максим Петрович – это яркий пример служения царице. Он делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед всесильной Екатериной.
Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет по служебной лестнице, нравоучительно говорит: “Упал он больно – встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?” Фамусов забывает о другом: время “дураков” проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, его идеалы вызывают в нем только гнев.
Он с горечью говорит: “Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”. Все жизненные блага представители “века минувшего” получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о чести и гордости родовитых дворян.
Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не только свою жизнь устроить, но и 6 близких не забыл: “Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить, Богат, и на богатой был женат, Переженил детей, внучат… Что за тузы в Москве живут и умирают!”
Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример – Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с “чиновными и должностными”. Фамусов говорит: “А дамы?
Сунься кто, попробуй овладей. Судьи всему, везде, над ними нет, судей, Присутствовать пошлите их в Сенат. Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!” Имеет очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих “властительниц” устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и вздорный характер.
Кроме “тузов”, в дворянском обществе есть люди и помельче. Их больше, и поэтому они являются типичными представителями среднего дворянства. Сценические персоналии этого типа людей – Загорецкий и Репетилов, а из внесценических можно назвать “черномазенького, на ножках журавлиных”, а также “троих из бульварных лиц”, о которых упоминает Чацкий.
Все они, сознавая свою ничтожность перед “столпами” московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность.
Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество.
Многочисленные внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных действующих лиц, раскрыть их мировоззрение. Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченный кругозор. Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным “тузом”, видимо, благодаря выгодной женитьбе и умению использовать все средства для достижения карьеры. Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что “чуть из постели прыг” – уже с молодыми людьми, то можно не сомневаться: он женился по расчету.
Чванливый по отношению к тем, кто ниже его по положению в обществе, Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого Скалозуба, который “не нынче – завтра генерал”. Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова: “А тот – чахоточный, родня вам т-книгам враг, В Ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился”. Этот персонаж, выведенный в комедии, подчеркивает общественно-политическую обстановку в России, раскрывает атмосферу, царящую в обществе. Все боятся образованных людей типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет как ненужный хлам новая сила, то есть образованный слой передовых дворян. Они боятся перемен в жизни потому, что без крепостных крестьян сами ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни способностей у них нет.
Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы удержать свои привилегии.
Комедия Грибоедова, цель которой, по выражению Пушкина, это “изображение характеров и нравов”, и сегодня звучит очень актуально и современно.
Роль внесценических персонажей в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”