Пьесу мы чаще видим, чем читаем. Читают ее со вниманием режиссеры и актеры. И вот для них значение небольших ремарок весьма важно, как важно и для нас, если мы не видели сценическую версию пьесы.
Известно, что по мере развития драматургии менялась и роль ремарок. Например, если у Грибоедова они большей частью служили описанием действий, то у Чехова на них возложена большая смысловая нагрузка, а у Горького они эмоционально сильны.
Пьесы Островского предназначались не только для постановки в театре, но и широко распространялись для чтения,
А вид на Волгу в отличие от такого же вида в “Бесприданнице” как бы подчеркивает замкнутость мира Калинова и дает понимание мечте Катерины вырваться из города: “Вылетела бы в поле и летала с василька на василек по ветру, как бабочка”.
Характерно, что в “Грозе” отсутствуют ремарки, описывающие дом Кабановых. Тут, учитывая талант Островского, можно предположить не очевидное – то, что дом типичный, а иное, мистическое – то, что дом пуст, и бродят по нему призраки с выхолощенными душами. Надо сказать, что в третьем действии автор удосужился дать небольшую безликую ремарку: “Улица.
Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка”. Это описание, из которого ничего не видно, лишний раз подчеркивает идею о символическом значении отсутствия явственных внешних характеристик дома.
Любопытно, что при развитии действия характеры героев не изменяются, а раскрываются, но прямых описаний персона жей нет вообще. У некоторых персонажей нет и характера, они безлики. Например, Борис, которого Н. Добролюбов причисляет к обстановке, а не к одушевленным лицам, или Тихон, представленный ремаркой: “ее сын”.
Также довольно общи ремарки об одежде: “Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски”. Ясно, что автор указал на то, что поначалу Борис отличался от жителей Калинова, но теперь обыденность его засосала, и одежда уже не защищает от слияния с городом. Очень значительна довольна большая ремарка, в которой “Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю”.
Платок большой и белый, он виден ночью, а Катерина спускается в темный овраг, чтобы свершить грех, но где-то в подсознании надеясь, что ее заметят по этому платку и окликнут, вернут. Она, как белая чайка, спускается в темную пещеру греха, сложив концы белого платка, как крылья.
Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века