РОЛЬ ДИАЛОГА В НОВЕЛЛЕ ДЖ. ОЛДРИДЖА “ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ”
1 вариант
Диалог – это вид устной речи, разговор двух или более лиц. В литературном произведении диалог является одной из основных форм речевой характеристики персонажей. В своей новелле “Последний дюйм” Джеймс Олдридж мастерски воспользовался этим средством, умело сочетая его с авторской речью, для более полного и яркого раскрытия идеи произведения и характеров своих героев.
Главные действующие лица произведения – отец и сын. Мальчику уже десять лет, но отец
Отец смотрит на мальчика с раздражением, воспринимая его как обузу. А мальчик, привыкший к грубоватому тону отца, откровенно побаивается его, старается как можно реже обращаться к нему с вопросами и просьбами. Но общаться им все равно приходится. И именно диалогическая речь их наиболее полно характеризует. Интересно наблюдать, как меняется речь этих персонажей по ходу действия и какие перемены в отношениях отца и сына она отражает.
Профессиональный летчик Бен летит в бухту Акулью, чтобы снимать в море акул – за это обещали хорошо заплатить, а деньги ему очень нужны. Бен взял с собой сына.
Поначалу реплики отца сухие, колючие, неласковые, словно его кто-то принуждает разговаривать с сыном, да и ответы сына такие же: “Если тебя стошнит, пригнись пониже к полу, чтобы не запачкать всю кабину”.- “Хорошо”. – “Боишься?” – “Немножко”; “Не плачь! Нечего тебе плакать! Подыми голову, слышишь, Дэви! Подыми сейчас же!.. Сядь прямо, если хочешь научиться, как идти на посадку”. У Дэви, в свою очередь, “когда он о чем-нибудь спрашивал отца, голос сразу становился угрюмым: он заранее ожидал резкого ответа”.
Мальчик и не пытался продолжать разговор, он просто молча выполнял то, что ему приказывали.
Но вот отец и сын прибывают в бухту Акулью, и мы видим, что сын не так уж и безразличен отцу, узнаем, что он даже хотел чем-нибудь порадовать Дэви. Бен задумывается над причинами отчуждения, которое установилось между ними. И причина эта кроется в равнодушии жены, которое всегда вызывало в Бене “резкий, повелительный тон”. Отцу становится жаль мальчика. “Ничего удивительного, – думает он, – что бедный парнишка сторонится их обоих”. Незаметно для самого себя отец старается проявлять заботу о сыне.
Но самые разительные перемены происходят, когда в жизнь Бена и Дэви врывается беда. Акула напала на летчика, и теперь жизни сына и отца зависят от действий и силы воли мальчика. Бен понимает, “что единственная надежда спастись и мальчику и ему – это заставить Дэви самостоятельно думать, уверенно делать то, что он должен сделать. Надо как-то внушить это мальчику”. И находясь на грани жизни и смерти, превозмогая дикую боль, отец старается словами подбодрить сына, понимая, что десятилетнему ребенку предстоит выполнить дело нечеловеческой трудности.
Бен почти не сомневался, что умрет, но надежда спасти сына не давала ему сдаться раньше времени: “…Важно было протянуть до Каира и показать мальчику, как посадить самолет. Этого будет достаточно. На это он ставил единственную свою ставку, это был самый дальний его прицел”. И в эти минуты, которые могли стать последними в его жизни, отец находил и мягкие интонации, и успокаивающий тон, и обнадеживающие слова. Именно в тех словах, с которыми он обращался к сыну в самые ответственные минуты, выразилось его истинное отношение к ребенку и осознание действительной ценности жизни.
Сын услышал отца, все понял, смог мобилизоваться. Он преодолел страх и неуверенность в своих силах. Он спас себя и подарил вторую жизнь отцу. Я думаю, роль диалога в этой новелле можно понимать не только как форму и средство речевой характеристики персонажей, но и в более широком смысле: пускай поздно, пускай это несчастный случай помог, но между отцом и сыном впервые состоялся настоящий “диалог”. Оба собеседника слушали и слышали друг друга, и для них обоих было важно, что и как говорить, потому что в этом заключался их единственный шанс на спасение.
2 вариант
Знаменитый английский писатель Дж. Олдридж был автором многих замечательных произведений. Его творчество – это проявление подлинного гуманизма, стремления пробудить в человеке чувство ответственности за судьбы людей. Это истории о добре и зле, о человечности и о чувстве долга.
Одна из новелл Дж. Олдриджа называется “Последний дюйм”. События происходят в Акульей бухте, в “выжженном начисто краю”. Бен прилетает на самолете с сыном Дэви в бухту, чтобы провести подводные съемки, за которые ему обещали хорошо заплатить. Отношения между отцом и сыном не самые лучшие. Из их скупых диалогов видно, что Бен считает Дэви слабым физически, неактивным, несмелым. Это отражается на его отношении к сыну: он отвечает ему грубовато, с раздражением, иногда вообще забывает о его присутствии. Когда Бен обращается к Дэви, его реплики звучат резко, в приказном тоне. Но потом происходит беда: акулы нападают на Бена. Он отбивается от них и выкарабкивается на берег. Но его тело все искусано, и он не может пошевелиться. Может быть, Бен и не очень высокого мнения о своем сыне, но он любит его. И когда он лежит, истекая кровью, то думает не о себе, а о спасении Дэви. Бен “тут же понял, что надо что – то сделать: если он умрет, мальчик останется один, а об этом страшно даже подумать”. Бен начинает давать Дэви указания, как перевязать его, чтобы остановить кровь, как стащить акваланг. Автор мастерски показывает, как в процессе меняется отношение Бена к сыну. Сначала он “прикрикнул… как обычно, но тут же понял, что единственная надежда спастись и мальчику и ему – это заставить Дэви самостоятельно думать, уверенно делать то, что он должен сделать”. Интонация Бена становится более мягкой, он подбадривает сына. Теперь их диалоги похожи не на приказы сурового отца и робкие ответы ребенка, а на разговор равных. И это не просто вынужденная игра. Бен действительно пересматривает, переосмысливает свое отношение к Дэви.
Новелла Дж. Олдриджа “Последний дюйм” – это рассказ о духовном сближении отца и сына, о мужестве и любви. Немаловажную роль в раскрытии темы сыграли диалоги, с помощью которых мы узнаем об изменении отношений между Беном и Дэви.
РОЛЬ ДИАЛОГА В НОВЕЛЛЕ ДЖ. ОЛДРИДЖА “ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ”