Роль цвета в поэтическом мире С. Есенина “Песня души”

Я о своем таланте. Много знаю. Стихи – не очень трудные дела.

Но более всего : Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла.

С. Есенин

Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт – это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то “синью, упавшей в реку”, то кроткой и безмятежной, то мятущейся и гордой, но всегда бесконечно любимой. Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес.

Есенину сродни необозримые

просторы России, он мыслит космическими масштабами, включая в свои стихи землю и небо. Дух захватывает от образов, которыми мыслит поэт, от эпитетов, которыми награждает все сущее. Любимым приемом автора является олицетворение. Он обращается к деревьям и травам, рекам и озерам, степям и полям, как к близким друзьям, включая их в свой доверительный разговор.

Отсюда особое родство поэта с окружающим миром, полное слияние с природой, к которым постоянно стремится автор. Если нет этой гармонии, поэт испытывает тоску, грусть, дискомфорт. Его друг – природа чутко реагирует на состояние автора, или наоборот.

Есенин прекрасно видит настроение окружающего мира, умеет чутко передать его в красках. Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льнет благодать.

Серым веретьем стоят шалаши, Глухо баюкают хлюпь камыши. Красный костер окровил таганы, В хворосте белые веки луны. Контрастные цвета создают внутреннюю напряженность повествования, психологизм присутствует в каждом двустишье. Удивительно точно и драматично передана поэтом тоска, звучащая в русской народной песне, ее лирическая красота.

Зеленый и голубой – традиционные цвета России в поэтическом мире Есенина. Автор часто соединяет их, давая как оттенки один другого. С детства воспитанный в православной семье, Есенин не мог не знать, что голубой цвет – это покровительство девы Марии, заступницы Руси, и цвет непорочности, чистоты. Такою он видит свою родину – возвышенной и прекрасной.

За темной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый – месяц Гуляет в голубой траве. Позже появится серый, вместо золотистого – лимонно-желтый. Таким представляется автору бездушный город, со зданиями – скелетами, улицами – “каменными пещерами”. Нет гармонии в окружающем мире, и в поэтике слышится диссонанс: “визжат дроги”, “стонет коровий рев теней”… Совсем иное видится поэту на родных просторах; он ощущает радость, путешествуя по отчему краю.

Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. Поэтический дух Есенина напрямую связан с настроением поэта, общим состоянием окружающего его мира.

Со зрелостью и мудростью он связывает багрово-красные и золотисто-оранжевые тона. Отговорила роща золотая, Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Не обагрят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

Удивительно нежная, напевная и красочная поэзия Есенина оставляет в душе читателя неизгладимый след, учит быть преданным, самоотверженным и верным сыном великой и многострадальной страны – России.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2.50 out of 5)

Роль цвета в поэтическом мире С. Есенина “Песня души”