Родион Раскольников – недоучившийся студент юрист. Он знает жизнь с самой худшей стороны: раздавлен бедностью, живет в ужасных условиях, всем должен, вынужден прятаться от хозяйки, ушел из университета. Это типичный представитель разночинцев 60-х годов XIX века, который живет в столице, оторван от народа, не знает его настоящих ценностей. Раскольников молод, тщеславен и образован, он создает свою философию под влиянием нигилизма. Но этот нигилизм не такой, как у Базарова: Раскольников отрицает Бога и преклоняется перед человеком индивидуалистом.
Незадолго до совершенного Убийства Раскольниковым была написана статья “О преступлении”, где признавался, что существуют люди, которым совершать убийства можно, “если идея и ее исполнение (будет спасительная для всего мира) этого требует”. Он утверждал, что Кеплеру или Ньютону разрешалось жертвовать сотнями невинных, ненужных людей, чтобы все могли узнать об их значимых открытиях. Затем перечень “избранных людей” продолжается: Ликург, Солон, Магомет и Наполеон, их деятельность и род неизбежно запятнан кровопролитиями. Здесь герой делает логическую ошибку: в одном ряду по расплывчатому критерию “великости” оказались совершенно разные люди. Все они, по мнению Раскольникова, были “законодателями и установителями человеческого общества”, они давали миру “новый закон”, при этом “нарушали древнейшие, свято почитаемые обществом и перешедший от дедов”. Так герой пришел к выводу, что гений и злодеяния неизбежно связаны.
Главная идея теории Раскольникова о разделении людей на “право имеющих” и “материал” антигуманна по своей сути, поскольку деление людей на неравные по количественному и качественному составу группы происходит на биологической основе (по неизвестному природному закону), оно фатально (нельзя перейти из одной группы в другую) и не имеет точных критериев. Результат, который Теория может принести человечеству, герой видит во сне на каторге. Его идея овладела умами всех людей и привела к всеобщей вражде и массовым преступлениям. Ее действие и приводит мир к Апокалипсису. Доказательством губительного влияния теории Раскольникова на человека является и его опыт.
Литературоведы неоднократно давали оценку причинам, на основании которых Раскольников совершил убийство. Д. Писарев в своей статье “Борьба за жизнь” (1867) заявлял, что “теорию не за что нельзя относить к причине преступления”. Критик считал, что на приступные действия Раскольникова натолкнули “сложившиеся безвыходная ситуация”. Н. Страхов излагал “Наша изящная словесность” (1867): “Главным корнем, из которого проросло ужасное убийство Раскольникова, находится в… Теории… само убийство спровоцировано из непосредственного желания причастности к делу своей теории”. Еще много других критиков – В. Кирпотин, В. Кожинов, В. Набоков и др. – утверждали, что на самом деле причин множество (психологические, социальные, философские – все эти причины подробно описывает Соне и сам герой) они и толкнули Раскольникова на ужасный эксперимент.
В романе “Преступление и наказание” автор показывает, что сама Теория Раскольникова была болезнью, подхваченной в Петербурге. Начало ее совпадает с появлением замысла преступления, а убийство – что-то вроде кризиса, после которого начинается выздоровление или наступает смерть. Герой находится в лихорадочном состоянии: он не может адекватно воспринимать время, его сознание выхватывает из реальности только ужасные картины (обманутая девочка в парке, женщина-самоубийца на мосту), он постоянно спорит с самим собой, пытаясь убедить себя в неизбежности и правильности своих действий. Постепенно Раскольников осознает, что напрасно совершил преступление, пытаясь “внедрить” свою философию в жизнь. Но герой разочаровывается не в теории, а в себе самом, понимая, что он не принадлежит к числу избранных. Только на каторге произойдет “выздоровление” Раскольникова, освобождение его от власти ложной идеи. Герой выйдет из острожной больницы и впервые почувствует настоящую жизнь, увидит не отвратительный Петербург, а широкие степи с юртами кочевников и, по-новому ощутив свою любовь к Соне, вновь станет перед ней на колени.
Фамилия героя вызывает ассоциацию с раскольниками, которые отъединились от общества ради своей веры. Сам герой тоже живет уединенно, а после преступления отгораживается от мира, объявляет матери, что уходит навсегда. В “говорящей” фамилии подчеркивается противоречивость натуры главного героя, которую подмечают все персонажи романа. Порфирий Петрович видит в нем “человека удрученного, но властного, гордого и нетерпеливого”. Разумихин говорит, что “в нем два характера противоположные друг другу и поочередно сменяющиеся”.
Раскольников – трагический тип. Он, гуманный Человек, пытается уничтожить саму идею человечности – главную божественную заповедь. Его преступление обернулось духовным самоубийством и показало герою собственную ничтожность, так как его теория не подтвердилась на практике. И все-таки убийца Раскольников оказывается ближе писателю, чем порядочный и нравственно идеальный Разумихин. Авторская симпатия объясняется философией Достоевского, считавшего страдания выражением чистой человечности, залогом возрождения, проявлением личности.
Родион Раскольников и его теория “сильной личности”