ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
В. Маяковский
Жизнь Владимира Владимировича Маяковского началась знаменательное для России время подготовки первой русской революции. Все мысли и чувства Володи были сосредоточены на желании стать полезным революционному движению. Маяковского арестовывают за революционную деятельность; позже, вспоминая это время, он писал в поэме “Люблю”:
Что мне тоска о Булонском лесе?!
Что мне вздох от видов на море?!
Я вот
в “Бюро похоронных процессий”
влюбился
в
Глядят ежедневное солнце,
зазнаются.
“Чего – мол – стоят лученышки эти?”
А я
за стенного
за желтого зайца
отдал тогда бы – все на свете.
“11 бутырских месяцев” сыграли важную роль в дальнейшей судьбе Маяковского-поэта. Это время он сам считал началом творчества. “Важнейшее для меня время. После трех лет теории и практики – бросился на беллетристику”. Серьезное обращение Маяковского к литературе было попыткой взвесить свои собственные силы в литературном творчестве.
Знакомство с Давидом Бурлюком приводит поэта в футуристическую группу. Русские футуристы провозглашали себя творцами искусства будущего, а основным средством его создания считали словотворчество. По существу же Маяковский с самого начала творчества стоял на позициях, прямо противоположных футуризму.
Он формировался как революционный поэт-новатор.
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, –
может быть, сейчас бомбой ноги выдрало
у Петрова поручика?..
Маяковский уже в первые годы создает остросоциальные произведения, пронизанные бунтарскими настроениями, беспощадной критикой буржуазной действительности. Метафорическая сложность образов не скрывает истинного смысла таких стихотворений поэта, как “Послушайте!”, “Мама и убитый немцами вечер”, “Скрипка и немножко нервно”, “Вам!”. Лирический герой этих произведений предстает вместилищем всей человеческой боли и муки, рожденных несправедливым, антигуманным строем жизни царской России. Он чувствует себя ответственным за человеческое горе, готов защищать обездоленных людей.
Сочувственной болью, горячей человечностью наполнены строки стихотворения “Мама и убитый немцами вечер”.
Сейчас притащили израненный вечер.
Крепился долго,
кургузый,
шершавый,
и вдруг,-
надломивши тучные плечи,
расплакался, бедный, на шее Варшавы.
Слова, строй речи, изломанный ритм призваны выразить рвущиеся из глубины души чувства.
Антибуржуазная, гуманистическая направленность дооктябрьской поэзии Маяковского особенно четко выражена в поэме “Облако в штанах”. Каждое слово поэмы – это дерзкий вызов буржуазной действительности, ниспровержение социальных, моральных и эстетических основ буржуазного строя и призыв к революции. Основной смысл поэмы автор определил так: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!”-четыре крика четырех частей. Лирическое начало поэмы как будто намечает глубокое интимное направление.
Слова говорят о страдании, муке обманутой любви. Любимая говорит не об отсутствии любви, а ставит героя перед фактом замужества.
Вошла ты,
резкая, как “нате!”,
муча перчатки замш,
сказала:
“Знаете –
я выхожу замуж”.
Любимую украло буржуазное общество, где не может быть настоящей любви.
Затем объединяется лирическое “я” с обобщенным “мы”.
Мы сами творцы в горящем гимне – шуме фабрики и лаборатории.
Мы –
каждый –
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!
Поэт чувствует себя предтечей революции, на которую поднимается хозяин жизни – рабочий класс.
Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд,
в терновом, венце революций
грядет шестнадцатый год.
Поэт выступает как бунтарь против всего буржуазного строя.
Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
Богоборческая тема тесно связана с обличением буржуазного строя и призывом к революции. О поэме сам Маяковский писал: “Облако” вышло перистое. Цензура в него дула”.
Острая постановка социальных вопросов времени, напряженно-трагическое ощущение себя лирическим героем, непримиримый протест против всей буржуазной действительности, призыв к революции, словесно-ритмическое звучание поэзии, гиперболизм образов, метафоричность языка – все это решительно выделило Маяковского среди других поэтов-футуристов. Со временем эти признаки станут отличительной чертой его поэзии.
Раннее творчество