Наиболее полно провинциальное дворянство автор описал на примере семьи помещиков Лариных. Главу семейства, отца Татьяны, Пушкин не без иронии называет “добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”. Он равнодушно относился к образованию и книгам, которые сам никогда не читал и считал “пустой игрушкой”. Ларин вел размеренный, спокойный образ жизни, “в халате ел и пил”, сердечно любил свою жену, “в ее затеи не входил, во всем ей веровал беспечно”, одним словом, “был простой и добрый барин”.
Жена его в девичестве была
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.
А когда спустя некоторое время она поняла, что мужем можно еще и “самодержавно управлять”, то жизнь в деревенской глуши приобрела новый смысл. Образ жизни Татьяниной матери типичен для деревенской помещицы:
Ока езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь –
Все это мужа не спросись.
Утонченные манеры, которыми в девичестве могла похвастать старшая Ларина и над которыми автор открыто иронизирует (“Бывало, писывала кровью, она в альбомы нежных дев, звала Полиною Прасковью и говорила нараспев, корсет носила очень узкий, и русский Н как N французский произносить умела в нос…”), она со временем забыла и “стала звать Акулькой прежнюю Селину и обновила наконец на вате шлафор и чепец”.
Простые, мирные, вполне удовлетворенные своим положением люди, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу и очень гостеприимные, Ларины любили гостей, и те, чувствуя это, часто навещали соседей, чтобы вместе “и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Разговоры помещиков никогда не выходили за рамки быта:
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем…
Будучи приверженцами “привычек милой старины”, родители Татьяны строго следовали заведенным прадедами обычаям:
У них на Масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод!
………………………….
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостях
Носили блюды по чинам.
Говоря о супругах Лариных, автор всегда использует легкую иронию, они для поэта, на мой взгляд, – воплощение лучшей части провинциального дворянства: не блещут интеллектом, духовно ограниченные, но вместе с тем простые, добрые, открытые.
А есть среди помещиков и другие, они – в Татьянином сне, привидившемся ей накануне именин. Девушке снится, что изба, куда ее принес медведь, сплошь кишит чудовищами:
…за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
Автор не случайно вводит в произведение этот сон: слишком похожи чудовища на собравшихся гостей в день ее именин. Образы гостей Лариных, подобно приснившейся нечисти, отталкивают своей непривлекательностью, уродливостью и примитивностью. Они, поместные дворяне, так опустились, так оскудели умом, что мало чем отличаются от животных. Персонажи сна и гости Лариных сливаются и образуют одно целое.
Взять хоть бы Трике: “Остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике”, – примитивный человек, привыкший всегда быть в центре внимания и выдающий глупые, пустые, кем-то сочиненные стишки за свои собственные:
Меж ветхих песен альманаха
Был напечатан сей куплет;
Трике, догадливый поэт,
Его на свет явил из праха,
Немело вместо belle Nina
Поставил belle Tatiana.
Был тут и “отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут”, и помещик Гвоздин, “владелец нищих мужиков”, и “толстый Пустяков”, о сущности которого говорит уже его фамилия.
Итак, в своем произведении Пушкин беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, их духовную ограниченность и скудость интересов. В то же время поэт с искренней симпатией относится к простоте провинциального дворянства, ведь именно этого качества так недостает дворянству столичному.
ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” (вариант 2)