“Противоположность двух поэтических миров” – Лермонтова и Пушкина – можно обобщенно выразить как противоположность между постановкой вопроса с его созерцанием и попыткой его практического разрешения в условиях принадлежности к нему. В этом смысле Лермонтов гораздо динамичнее.
В стихотворениях Лермонтова и Пушкина “Пророк” это проявляется самым наглядным образом. Фактически, лермонтовский “Пророк” – продолжение, вторая серия “Пророка”
Так и сам Пушкин, понимая свою избранность, еще не ощутил в полной мере трагичности пребывания пророка на земле, его еще согревала причастность к божественному. Лермонтов уже забыл это чувство, он прошел через все ступени отрицания своего дара теми, ради кого был послан в мир. Его миссия потерпела крах, и он, разочарованный, горько сожалеет об этом.
Он ушел обратно в пустыню, откуда пришел, и там только чувствует себя свободным и спокойным.
Пушкин шел в мир, Лермонтов бежал из этого мира. Таковы и мотивы лирики обоих поэтов. Один играет как ребенок и восторгается божественной мудростью, другой, полностью вкусив этой мудрости и узрев, что она превращается на земле в горечь и страдание, начинает задавать недоуменные страстные вопросы.
Противоположность лермонтовского и пушкинского “Пророков”