Мир романа “Мы” Евгения Замятина, русского писателя, стоявшего у истоков сатирической антиутопии XX века, суров и сумрачен. Это мир “нумеров”, а не личностей, досконально во всем расчисленный огромный механизм Единого Государства с идеально притертыми “винтиками”. Расчислено действительно все. Не только рабочие часы – все стороны жизни “нумеров” охвачены Государством, посекундно расписаны в Часовой Скрижали.
Даже искусство подчинено в этом истинно казарменном будущем узкопрактическим целям. “Просто смешно:
Остается только поражаться горькой прозорливости писателя, уже тогда, в 1920-м, понявшего, как далеко может завести наше общество набиравшая повсюду силу казарменность, объявленная чуть ли не высшей формой коллективизма. “Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища и проч.” – и, оберегая свою машинную стерильность, Единое Государство отгораживается Зеленой Стеной от мира дикого и неупорядоченного – “неразумного, безобразного мира деревьев, птиц, животных”. Этот рационализированный “рай” жестко оберегаем от любых, самых мелких потрясений: “Для того чтобы выкинуть вон погнувшийся болт, у нас есть искусная, тяжелая рука Благодетеля… есть опытный глаз Хранителей…” И есть, добавим, чудовищная логика подавления, свойственная любому тоталитарному режиму: “Настоящий врач начинает лечить еще здорового человека, такого, какой заболеет еще только завтра, послезавтра, через неделю. Профилактика, да!..” Герою-рассказчику, математику Д-503, выпадает невозможное, абсолютно, казалось бы, немыслимое в этом мире счастье истинной любви. Укрывшись в своей прозрачной стеклянной клетке, Д-503 пытается вернуть своим мыслям прежний стройный порядок.
Но тщетно – уже не выздороветь ему, “болезнь” его неизлечима. “Плохо ваше дело! – говорит герою знакомый врач. – По-видимому, у вас образовалась душа…” И в довершение всего наш математик узнает, что его возлюбленная I-330 участвует в подготовке восстания.
Показательный диалог происходит между ними – диалог, в который стоит вслушаться повнимательнее: он многое открывает нам в позиции автора. – Это немыслимо! Это нелепо! Неужели тебе не ясно: то, что вы затеваете, – это революция? – Да, революция! Почему же это нелепо? – Нелепо – потому что революции не может быть.
Потому что наша… наша революция была последней. И больше никаких революций не может быть. Это известно всякому… – А какую же ты хочешь последнюю революцию?
Последней – нет, революции – бесконечны…” Поистине они били тогда не в бровь, а в глаз, эти “зашифрованные в фантастику” слова, звучавшие неслыханным кощунством для тех, кто был убежден, что октябрь 1917 года окончательно и бесповоротно определил судьбу России. Финал романа трагичен. Восстание подавлено, в чем косвенно виноват и Д-503: его дневник, откровенные записи в нем, естественно, не ускользнули от недреманного ока Хранителей. Сам Д-503 подвергнут операции, в результате которой в его мозгу нейтрализован центр, ведающий фантазией. И вот уже возвращается к нему готовность испытывать сладостное ощущение “победы всех над одним, суммы – над единицей”…
Но и неудавшееся восстание – факт, заставляющий читателя крепко усомниться в казарменной долговечности Единого Государства.
Пространство в романе “Мы” Евгения Замятина