Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети”

Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или – зачем он так хорош? И. С. Тургенев

“Роман “Отцы и дети” шевелит ум, вызывая при этом высокое наслаждение безупречной художественной формой”, – писал Писарев. Критик прав: роман будит мысль, и эта мысль – о тургеневском Базарове, но также обо всех базаровых в нашей жизни, бунтарях и ниспровергателях авторитетов. Роман Тургенева – о великом трагическом переломе во взглядах на человека, происшедшем

в 60-е годы XIX века в России.

Схватились не на жизнь, а на смерть законы, по которым жили “отцы” , и новая материалистическая теория переделки сознания человека и мира.

Особенностью Ивана Сергеевича Тургенева как писателя является его необычайная чувствительность к живым проблемам современного общества. Так, например, в своих произведениях “Новь” и “Дым” писатель говорит о нарождающемся движении народников; в романе “Отцы и дети” обращает внимание читателя на такое явление, как нигилизм.

Действие романа происходит в 1959 году, эта дата точно обозначена автором. Россия в это время переживает второй подъем русского освободительного движения. После восстания декабристов около тридцати лет длилась эпоха реакции.

Народ был напуган, лучшие люди были сосланы в Сибирь, лишь немногие из них вернулись в столицу.

Теперь на смену дворянам-либералам приходят разночинцы. Это были представители различных сословий: дети священников, чиновников, ремесленников, мелкопоместных дворян. Из этих людей, различных по взглядам и свободных от сословных предрассудков, формировались революционеры-демократы.

В шестидесятых годах между ними и либералами произошел раскол по крестьянскому вопросу. Время было очень бурное: студенческие выступления, гневные статьи в журналах и газетах, направленные в защиту народа.

Итак, 1859 год. Два года остается до отмены крепостного права. Образованные люди понимают, что нужно что-то изменить в жизни крестьян, больше так продолжаться не может.

Этих взглядов придерживается и главный герой романа Базаров.

Отличие главного персонажа романа от окружающих его действующих лиц очевидна: прямота взглядов, независимый образ мыслей, отрицание всех принципов и законов жизни. Он нигилист, “который ко всему относится с критической точки зрения”, “не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”.

С одной стороны, Базарову простительно не признавать авторитетов. Даже в Библии сказано: “Не сотвори себе кумира”. Но с другой стороны, его нигилизм доходит до совершенной глупости.

Таково его отрицание поэзии, живописи. “Рафаэль гроша медного не стоит”, “…порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, – такие высказывания поражают окружающих.

Главный герой во многом ошибается, отвергая любовь, жалость, нежность и другие человеческие чувства. Он смеется над ними, презрительно называя их “романтизмом”. Порой он сам себе противоречит. Так, например, в разговоре с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров говорит: “Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой…

Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других”. Это позже Евгений скажет: “Всякий человек – загадка”.

Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать “лишним человеком”. В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него “в душе силы необъятные”. Одной работы ему мало.

Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.

Базарова сильно волнуют проблемы России. Евгений отвергает существующий в стране порядок. Правда, у него нет определенной программы для изменения социального строя и жизни всех людей. “И если он называется нигилистом, то надо читать – революционером”, – писал Тургенев.

Базаров признается, что не “имеет плана”, не знает, что и как строить. “В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”, – гордо заявляет он, объявляя себя представителем потребностей и стремлений народа, одновременно презирая его суеверия, леность, пьянство, беспомощность. Можно было бы списать позицию Базарова на грехи молодости, на неопытность, на гражданскую боль… Можно по-разному “прочитать” эту сцену поединка: кому-то, наверное, покажется, что нигилист прав, рубя со всего размаху под корень старую жизнь.

Но ведь он предлагает разрушение не столько политического уклада, сколько всех основ бытия: морали, этики, культуры, традиций, видя только дурное, несовершенное в окружающем мире. Что это за человек, для которого все вокруг плохо? Плохо, когда человек любит музыку, молитвенно относится к природе. И подумаем, к чему привел такой нигилизм в нашей истории?

Земля изгажена, загрязнена химическими удобрениями, леса варварски вырублены, в реках промышленные отходы – вот финал подобного взгляда на природу.

По Базарову, плохо, когда мужчина видит в женщине не “богатое тело”, а загадочный взгляд, воспринимает другого человека не с точки зрения “печенки”, “селезенки”, “радужной оболочки глаза”, а как духовную ценность, уникальность, неповторимость. Ему невдомек, что каждый человек – это космос, тайна. Для Евгения плох Аркадий, соблазнившийся “свеженькой Катей”, чтобы построить семью, плохи родители-старики с их чудачеством, слезами, обращением “Енюшечка”…

Конечно, Базаров не в силах подавить в себе простые человеческие чувства. И чем дальше он пытается сделать это, тем яростнее они прорываются наружу. Примером этому может служить неистовая любовь Евгения к Одинцовой.

Это чувство “мучило и бесило” его, но любовь оказалась безответной. Его “страстное, грешное, бунтующее сердце” натолкнулось на холодный отказ. Создается впечатление, что какие-то всемогущие внешние силы наказывают Базарова за его попытку перевернуть мир, за его отрицание естественной природы вещей.

Нельзя не отметить больное самолюбие Базарова. “И самолюбие какое-то противное”, – говорит о нем Павел Петрович Кирсанов. Писарев в своей статье “Базаров” пишет об этом следующее: “Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей”.

Именно вследствие своего равнодушия он не любит высказывать свои мысли, спорить с кем-либо. Евгений в этом не нуждается, так как ему нет необходимости доказывать свою правоту: он стоит выше всего этого. У этого человека есть собственное мнение, которым он чрезвычайно дорожит, и ему все равно, думают ли так же окружающие.

Базаров – откровенный циник. По словам того же Писарева, “…в цинизме Базарова можно различить две стороны – внутреннюю и внешнюю: цинизм мыслей и чувств и цинизм манер и выражений”. Всем заметна его развязность и независимость поведения. Павла Петровича это внутренне коробило; “Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова.

Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое”. Сам Евгений стоит выше предрассудков, касающихся сословий. Ему безразлично, какое у человека происхождение, к какому классу он принадлежит, потому что на всех людей Базаров смотрит “…сверху вниз и даже редко дает себе труд скрывать свои полупокровительственные отношения”.

В то же время Евгений гордится тем, что дед его “землю пахал”.

Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: “Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою”.

Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине.

И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто’нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…”

Что же за явление русской жизни скрывается за образом Евгения Базарова? В чем его сила и слабость, победитель он или побежденный, перспективен ли он как тип реформатора и гражданина? В чем суть его трагедии?

Только ли в преждевременной физической смерти?

Вспомним слова Базарова: “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, – тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Налицо культ силы. “Волосатый”, – так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров – человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так.

Ну, а если это “намеренное эпатирование хорошего вкуса”? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно.

Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение…

Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор.

Его суждения бескомпромиссны. “Зачем я стану признавать авторитеты?”; “Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта”; он низводит высокое искусство до “искусства наживать деньги”. Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: “Ты его оскорбил”.

Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: “Воображает себя дельным человеком!”, опустился до того, чтобы поставить “свою жизнь на карту женской любви”, “мы, физиологи, знаем, какие это отношения” между мужчиной и женщиной…

В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться.

Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.

Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: “А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?” Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.

Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде “долго делать”, в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности. А ценности эти – любовь к другому человеку, заповедь “не убий” , любовь к родителям, снисходительность в дружбе.

Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми. Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о “корнях”, нас питающих, о Боге. Он говорит. “Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!”

Трагедия героя также в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики, назвавшие его “шутом гороховым”, чувствуют его внутреннее презрение к ним.

Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именем которого прикрывается: “…Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет – ну, а дальше?”

Трагедия Евгения Базарова – это трагедия целого поколения, мечтавшего “обломать дел много, а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм и даже разрешившего себе кровь по совести”. Вспоминается Раскольников и Верховенский. Конечно, не стоит ставить знак равенства между Базаровым и “бесами” Достоевского. За тургеневским героем угадывается блестящая плеяда ученых-естествоиспытателей 60-80-х годов. Эти ученые действительно служили науке, России, они вовсе не покушались на нравственные ценности.

Базаров же объявляет войну не только Кирсановым, но и Богу. Вслушаемся в его слова: “Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы.

Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..” На что Аркадий ответил, поняв бездонную пропасть базаровского самолюбия и сатанинской гордости: “Мы, стало быть, с тобой, боги? То есть, ты – бог, а олух не я ли?”

Писарев назвал эти крайности во взглядах героя “базаровщиной” и предрек, что эта болезнь рано или поздно уйдет из общества, но его предсказания не сбылись: базаровское разрушительное, безнравственное начало стало уделом России после Октябрьской революции. Это и стало настоящей трагедией.

Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно.

А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

Смерть Базарова как бы случайная, нелепая. Евгений молод, сам является врачом, анатомом. Поэтому смерть его символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров.

Непоняты оказались его народолюбие, – погибает он как раз из-за мужика; и его нигилизм, – ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть.

Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление – дело напрасное. Главное теперь – умереть достойно. А это значит – не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей.

Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии. А для матери, Арины Вла-сьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.

У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: “Все равно: вилять хвостом не стану”, – произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут.

Сначала он передан в восклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика: “Эдакая сила у Евгения!” Затем сам герой книги демонстрирует свою мощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку. “Сила-то, сила вот вся еще тут^а надо умирать!” Властно преодолевает он свое полузабытье и говорит о Яюем титанизме. Но этим силам не суждено проявить себя. “Обломаю дел много” – эта задача гиганта осталась в прошлом как нереализованное намерение.

Очень выразительной оказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: “славная”, “такая красивая”, “великодушная”, “молодая, свежая, чистая”. Он говорит даже о своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому “романтизму” , который раньше привел бы его в негодование.

И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: “Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет”.

Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм – все это берет верх, одерживает победу.

И тут встает вопрос: почему же Тургенев “убивает” своего героя? Герцен по этому поводу писал, что автор романа хотел своего героя “покончить “свинцом” – покончил тифусом” и, многое не принимая в нем, “отделывается, от него на манер Брута”.

Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когда он летать не может? Думать о гибели.

Евгений среди своих будней нередко задумывается о смерти. Бесконечность пространства и вечность времени он неожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о “собственном ничтожестве”. Поразительно, что автор романа плакал, когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.

По словам Писарева, “умереть так, как умер Базаров, – все равно что сделать великий подвиг”. И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России, Трагично то. что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.

И тут вспоминаются слова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: “Жаль погибшей, напрасно потраченной силы”. Такое же авторское сожаление чувствуется и в сцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напрасно потраченными, делают смерть героя по-особому трагической.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети”