Литературная деятельность М. В. Ломоносова проходила в ту эпоху, когда европейская литература находилась в максимальной или минимальной степени под влиянием классицизма. И, разумеется, поэт не мог до отдельной степени не покориться действию данного мощного стиля, его гражданской позиции, миропонимания, неподдельной веры в праведного совершенного государя. Однако он не был в глубоком значении художником-реалистом. Его творчеству далеко рационалистическое воззрение на реальность, на искусство, на слово, страх обнаружить выдумку. Ломоносов
Он был не систематизатором настоящего, а творцом грандиозных видений будущего, и его оды самим своим стилем выражают эту устремленность к мечте, отказ от признания действительности помещичьего строя, достойной поэтического воплощения. С другой стороны, величественно-торжественный, приподнятый, пышный стиль од Ломоносова соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине 18 века.
Из всех поэтических жанров, развивавшихся в литературе того времени, жанр оды наиболее подходил Ломоносову “для решения стоявших перед ним задач”. Этот жанр, по словам А. В. Западова, “позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно”.
Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III, Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа.
Но адресовались эти оды не только коронованным особам, но и через их головы должны были “сердца народов привлещи”.
Большое место среди од Ломоносова было отведено военным событиям. Начал он с победно-патриотической “Оды на взятие Хотина”, которую написал в 1739 году в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России.
Ломоносов гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, “плач осиротевших”, “слезы престаревших”, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл “возлюбленной тишиной”, “царей и царств земных отрадой”, и почти в каждой оде призывал правителей заботиться о сохранении мира.
Возможно ль при твоей державе,
В Европе страшну зреть войну,
-обращался он в 1759 г. к Елизавете и просил ее “низвергнуть” “брань с концов земных”. Тот же призыв он повторил и в оде 1761 г., предлагая:
Размножить миром нашу славу
И выше как военный звук
Поставить красоту наук.
У Ломоносова была четко продуманная программа, касающаяся мирного процветания народов. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Обилие природных богатств, среди которых и “драгой металл” Уральских гор, и сокровища, “какими хвалится Индия” – залог будущего благополучия русского народа. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами.
Так, в оде 1750 г. он обратился к своим соотечественникам с призывом к творческим изысканиям, к научным открытиям, охватывающим все отрасли экономической жизни страны.
Ломоносов, как и все передовые, прогрессивно мыслящие люди XVIII в., мечтал о культурном самоутверждении России в Европе, поэтому в его одах звучит также страстный призыв к молодому поколению посвятить себя служению науке, сменить чужеземных ученых на этом поприще.
При этом Ломоносов не считал научную деятельность привилегией дворянства. Он был убежден, что талантливых людей, собственных Платонов и Невтонов, может рождать российская земля.
Кроме того, в своей разносторонней деятельности ученого-исследователя Ломоносов был противником “чистой” науки, поэтому и в одах воспевал науки как комплекс знаний, необходимый для практического применения. Механика должна заняться кораблестроением, созданием каналов, соединяющих “моря реками”, осушением болот, градостроительством. Химия, проникнув в “земное недро” России, должна открыть “драги сокровища”. География должна заняться составлением карт “Российского пространства света”, нанеся на них и грады, и села и т. д.
Ломоносов был искренне убежден в том, что именно занятия науками должны сделать человека счастливым. Так, в оде 1747 г. он заявляет о пользе науки для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах.
Несмотря на то, что жанр оды Ломоносова, подчиненный общегосударственной и общенациональной проблематике, казалось бы, исключает в нем личность самого поэта, мы представляем себе их автора сторонником мира, неутомимым поборником просвещения и прогресса, страстным борцом за развитие национального самосознания российского народа.
Гуковский, посвятивший большую часть своих научных исследований изучению литературно-общественной жизни России XVIII в., подчеркивал исключительную важность поэтической деятельности М. В. Ломоносова. По его мнению, оценка “явилась великим и победным этапом развития русской культуры” не только благодаря идеям, воплощавшим идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, но и благодаря исключительному и невиданному еще в России “блеску поэтического стиля, воплощавшего эти идеи и глубоко соответствовавшего им”.
Прославление в одах Ломоносова Родины, мира, науки и просвещения