Среди исследователей творчества В. В. Набокова распространено мнение о нем как об авторе, соединяющем в себе “словесную одаренность со способностью писать… ни о чем “. Но при рассмотрении системы романов Набокова через игру художественных приемов можно различить сквозные темы его творчества, отмечаемые критиками в 30х гг.. С позиции сегодняшнего дня, когда можно анализировать творчество Набокова, имея перед собой все его произведения, я склонна видеть причину сходности судеб героев в иной, нежели критики 30х., единой теме автора –
Обращусь к раннему роману “Король, дама, валет” и к известнейшему произведению – к “Лолите”.
“Король, дама, валет”. Рассмотрим героев и их взаимодействие. Франц – его принципы основаны на культурных традициях общества, т. е. он сам является носителем эстетических воззрений на мир, носителем культуры. Драйер предстает перед читателем личностью творческой, т. е. являющейся, подобно Францу, воплощением культурного начала. Оба героя имеют в конкретный момент определенные стремления, они динамичны.
Марта, напротив, видит мир с позиции инстинктов, не меняющихся на протяжении веков; она является воплощением природного начала.
Итогом столкновения противоположных начал является обращение Франца к природе; Марта, в силу желания удержать сильного молодого самца, каким является Франц с позиции природы, обращается к культуре. Т. е. оба героя отходят от своих первоначальных стихий. И, согласно закону набоковской прозы, не могут остаться в мире романа, что подтверждается смертью Марты. Но Франц, получив презрение автора, не исчезает из повествования, и дилемма “природа-культура” остается максимально обостренной в этом романе.
Попытаемся найти разрешение обозначенной проблемы в “Лолите”.
В момент встречи героев Гумберт – эстет во всем: страсть к нимфеткам он считает ненормальной – с позиции традиций общества. Лолита воспринимает свои связи как нечто естественно-необходимое. Т. е. Гумберт – олицетворение культуры, Лолита – природа; снова перед нами тема, обозначенная в “Короле, даме, валете”.
После столкновения природа в Гумберте начинает преобладать над его естественным культурным началом. Лолита, в отличие от Марты в “Короле, даме, валете”, остается воплощением природы; у нее нет оснований для обращения к противоположному началу. Но к концу романа Лолита станет жить “как все”, опираясь только на традиции общества. И, подобно Марте, Набоков удалит ее из повествования.
В смерти Гумберта мы найдем разрешение дилеммы, оставшейся для Франца нерешенной.
Как вывод представим, что наш мир существует по законам прозы Набокова. Возможно, предоставление человеку права найти свое “я” и жить в соответствии с ним быстрее приблизит мир к гармонии, чем внешние давления, заставляющие личность изменять себе. Не стоит забывать – для героев Набокова такая измена “смерти подобна”.
Проблема взаимодействия природы и культуры в творчестве В. В. Набокова