Мысль об ответственности человека за жизнь на Земле присутствует в каждом произведении писателя, потому что в этом он видит смысл жизни человека.
Буранный Эдигей – один из тех, на которых земля держится. Он связан со своей эпохой, он сын своего времени. Он не занимает ответственных постов, он просто человек и труженик.
Для писателя человек значителен поступками, трудом, поэтому в романе “Буранный полустанок” мир показан через судьбу фронтовика, железнодорожного рабочего, который усердно трудится. Он не безлик, у него есть своя
В центре своего романа, действие которого происходит в 90-х годах XX столетия, Ч. Айтматов поставил Эдигея Жангельдинова. Жизненный путь поколения Эдигея и его друга Казангапа труден, на их долю выпали серьезные испытания: война, репрессии по ложным обвинениям, работа железнодорожных обходчиков на участке, где поезда проносятся, не сбавляя скорости. “Жить на сарозекских разъездах – надо дух иметь, иначе сгинешь”. Кругом только степь да верблюды. “Сколько снега перебросали вручную! Молодые путейцы сейчас смеются над этим: “На дурняка выезжали на вас, старики, дураками помрете””.
Когда встречались такие “переоценщики”, Казангап и Эдигей не обращали на них внимания. Жизнь-то делали не болтуны, а труженики. Человек на земле – это очень ответственно!
Как говорил Казангап: “За все, что происходит на земле, есть и должен быть спрос. Добро отберут у тебя – не пропадешь, выживешь! А душа останется потоптанной, этого ничем не загладишь”.
Людей трудолюбивой души в романе соединяет братство -“они всегда способны отличить один другого и понять, а если не понять, то задуматься”. Так вокруг “стариков” собрались молодые, те, кто разделял их взгляды, трудился, помогая друг другу.
В романе нет высоких слов, все слова очень простые и понятные: хотел, старался, умел, помогал делать жизнь. Может быть, это и потому, что все герои “Буранного полустанка” прошли суровую школу жизни и знают настоящую цену жизни.
Люди могут мыслить по-разному, но быть терпимы друг к другу, оставаясь при этом людьми, сохраняя свои человеческие качества. К сожалению, это не всегда так бывает. Вызывает осуждение поведение детей Казангапа: что помешало им стать людьми, от которых не отвращалась бы душа?
Во всех произведениях Ч. Айтматова присутствует образ Земли и всего живого. Писатель опирается на легенды и мифы, на предания как на опыт, оставленный нам в наследство предыдущими поколениями. В романе есть рассказ об Аральском море, судьба которого какое-то время волновала людей. “Сколько стоит земля – столько и Аральское море. Теперь оно усыхает, погибает…” На этом мысль оборвалась…
А жаль! В свое время Ч. Айтматов много писал об озере Иссык-Куль, и озеро спасли.
Впервые в этом романе писатель использует фантастический сюжет. Очевидно, для Ч. Айтматова это один из способов познания и метод мышления. Надо думать, что описание контактов с внеземной цивилизацией и все то, что происходит по этой причине, не имеет под собой реальной почвы, Нигде не существуют сарозекских и невадских космодромов. Но фантастический вымысел до определенного предела соприкасается с реальностью. Действительно, мифология ли древних, фантастический ли реализм Гоголя, Булгакова – все убедительно именно в силу своего соприкосновения с реальным.
Главная мысль в этих рассуждениях писателя: если человечество не научится жить в мире, оно погибнет. Недоверие, настороженность – одна из самых опасных угроз его спокойной жизни на Земле. “Никто не пережил Землю, никто не минет Земли”, – говорится в романе. “Фантастическое – это метафора жизни, позволяющая увидеть ее под неожиданным углом зрения. Вот я и хочу, чтобы сарозекские метафоры моего романа напомнили еще раз человеку о его ответственности за судьбу нашей Земли…” Эти слова Ч. Айтматова и выражают главную мысль его романа “Буранный полустанок”.
Проблема ответственности человека за жизнь на Земле в романе Ч. Айтматова “Буранный полустанок”